Высказывания римских философов | Только лучшее

poster_event_1850158 Лучшее

Авидий Кассий (175 г.)

bp

Крупный римский полководец и государственный деятель. Успешно действовал во время войны Рима с Парфией в 162–165 годах, добившись ряда побед, после чего был назначен римским наместником в Сирии. Это давало ему статус потенциального главнокомандующего римскими войсками на Востоке на случай новой войны с парфянами. В 173 году, оставаясь наместником Сирии, подавил вспыхнувшее годом ранее восстание буколов в Египте. В 175 году провозгласил себя императором, подняв восстание против императора Марка Аврелия. Сначала сумел добиться поддержки войск, размещенных в Сирии, Египте и в восточной части Малой Азии, но затем, когда стало ясно, что остальные провинции империи остались верны Марку Аврелию, в окружении Авидия Кассия возник заговор, и он был убит своими же приближенными.

Горе мне с этими наместниками провинций — неужели я могу считать проконсулами и наместниками тех, кто полагает, что провинции даны им сенатом и Антонином для того, чтобы они жили в роскоши, чтобы обогащались!

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Несчастно государство, терпящее этих людей, питающих страсть к наживе и богатых.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий».

Оставленный в живых искалеченный преступник служит лучшим примером, чем убитый.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Александр Север (222–235 гг.)

1505065_original

C 221-го по 222 год император-цезарь, младший соправитель своего двоюродного брата, императора Элагобала. С 222-го по 235 год полноправный император-август.

Воин не внушает опасения, если он одет, обут, сыт и имеет кое-что в поясе.

Элий Лампридий. «Александр Север»

Дисциплина предков охраняет существование государства. Если она поколеблется, мы потеряем и имя римлян, и империю.

Элий Лампридий. «Александр Север»

Антонин Пий (138–161 гг.)

marble_bust_of_emperor_antoninus_pius-_138-161_ce-_from_the_house_of_jason_magnus_at_cyrene-_modern-day_libya-_the_british_museum-_london

Позвольте ему быть человеком; ведь ни философия, ни императорская власть не лишают человека способности чувствовать.

Юлий Капитолин. «Антонин Пий»

Самое недостойное, самое возмутительное это — если кто-нибудь объедает государство, сам не принося ему никакой пользы своим трудом.

Юлий Капитолин. «Антонин Пий»

Баллиста (260 г.)

Римский государственный деятель и полководец. В 260 году был префектом претория при императоре Валериане. После того как император Валериан был в 260-м разбит персидским царем Шапуром и захвачен в плен, Баллиста попытался объявить себя императором (по другим данным Баллиста не стал претендовать на престол, но поддержал узурпатора Фульвия Юния Макриана, попытавшегося оспорить права сына императора Валериана, императора Галлиена). Вскоре после начала мятежа Баллиста был убит одним из солдат, сторонником Галлиена.

Веди государственные дела так, чтобы римский мир радовался тому, что ты стал государем.

Требеллий Поллион. «Тридцать тиранов»

Валентиниан Первый (364–275 гг.)

valentiniano-ii

Долг наш — всеми силами ратовать за согласие, благодаря которому получает силу и самое слабое дело.

Аммиан Марцеллин. «История»

Как учат мудрецы, не только в делах управления, где опасности столь велики и столь часты, но и в нашей частной обыденной жизни, каждый должен делать другом чужого человека лишь после суждения о нем, а не судить его тогда, когда он им стал.

Аммиан Марцеллин. «История»

Веспасиан (69–79 гг.)

В то время как враги губят себя своими собственными руками и терзаются самым страшным злом — междоусобной войной, — нам лучше всего оставаться спокойными зрителями этих ужасов, а не завязывать битвы с людьми, ищущими смерти, беснующимися так неистово друг против друга.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Если кто скажет, что блеск победы без борьбы слишком бледен, то пусть знает, что достигнуть цели в тишине полезнее, чем испытать изменчивое счастье оружия. Ибо столько же славы, сколько боевые подвиги, приносят самообладание и обдуманность, когда последними достигаются результаты первых.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Легче увлечь за собою целую толпу, чем избежать коварства одного человека.

Корнелий Тацит. «История»

На побежденных рассчитывать нельзя — они охотнее жалуются, чем дерутся.

Корнелий Тацит. «История»

Общие несчастья нужно перенести стойко и не забывать, что, по природе войны, никакая победа не дается без кровопролития.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Подобно тому, как недостойно зазнаваться в счастье, точно так же малодушно совершенно опускать руки в несчастии, ибо быстра перемена судьбы, а потому здравомыслящий человек должен сохранять присутствие духа в неудачах и бодро стремиться к возвращению потерянного.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Гальба (68–69 гг.)

Если бы огромное тело государства могло устоять и сохранить равновесие без направляющей его руки единого правителя, я хотел бы быть достойным положить начало республиканскому правлению.

Корнелий Тацит. «История»

Мы с тобой разговариваем сейчас откровенно и прямо, но другие обращаются скорее не к нам, а к положению, которое мы занимаем. Ведь давать государю правильные советы — вещь трудная, а соглашаться с каждым, кто стал принцепсом, можно, ничего не переживая и ничего не думая.

Корнелий Тацит. «История»

Удачи подвергают наш дух еще более суровым испытаниям, ибо в несчастьях мы закаляемся, а счастье нас расслабляет.

Корнелий Тацит. «История»

Клавдий (41–54 гг.)

imperator_klavdij

Бесполезно запрещать простонародью делать что-либо, если при этом не переустроить его повседневную жизнь.

Дион Кассий. «Римская история»

Всё, отцы сенаторы, что теперь почитается очень старым, было когда-то новым; магистраты-плебеи появились после магистратов-патрициев, магистраты-латиняне — после магистратов-плебеев, магистраты из всех прочих народов Италии — после магистратов-латинян. Устареет и это, и то, что мы сегодня подкрепляем примерами, также когда-нибудь станет примером.

Корнелий Тацит. «Анналы»

Насколько необходимо быть непреклонным в борьбе с неприятелем, настолько же подобает дарить благосклонность молящим о ней — ведь триумфы добываются только в случае покорения исполненных силы народов и государств.

Корнелий Тацит. «Анналы»

Не дело с блохой бороться тем же способом, как с диким зверем.

Дион Кассий. «Римская история»

Не должен быть римским гражданином тот, кто не знает языка римлян.

Дион Кассий. «Римская история»

Я поддерживаю тех, кто говорил правду.

Светоний Транквилл. «Божественный Клавдий»

Максимин Фракиец (235–238 гг.)

Если кто объявит вам мнение Сената, то не дивитесь, что наша умеренность кажется им жестокостью. В роскошной своей жизни они уважают только нравы, подобные своим; мужество и строгость в делах называют свирепостью; слабые же и пьянственные, как кроткие, доставляют им удовольствие; оттого они не любят моего правления, мудрого и справедливого.

Геродиан. «История императорской власти после Марка»

Да не допустят боги, чтобы кто-либо из свободнорожденных запечатлел поцелуй на моих ногах.

АЖА. Юлий Капитолин. «Двое Максиминов»

Чем выше я буду, тем больше я буду трудиться.

Юлий Капитолин. «Двое Максиминов»

Марий (269 г.)

Марий стал императором «Галльской империи» (отколовшейся в 259 году от Рима и существовавшей как самостоятельное государство вплоть до 273 года, когда ее вновь присоединил к Римской империи император Аврелиан) в 268 году и правил очень недолго. Сведений о нем сохранилось очень мало, но по слухам, записанным Требеллием Поллионом, галльский император Марий происходил из простой семьи и в юности был кузнецом, чего отнюдь не стыдился.

Пусть меня попрекают моим прежним ремеслом кузнеца, лишь бы только иноземные племена благодаря своим поражениям узнали, что я имел дело с железом.

Требеллий Поллион. «Тридцать тиранов»

Марк Аврелий

imperator-mark-avrelij

В 138 году усыновлен императором Антонином Пием. С 139 года — император-цезарь, младший соправитель Антонина Пия. С 161-го по 180 год император-август. В 161–167 годах правил совместно с императором Луцием Вером, которого также усыновил император Антонин Пий.

Всё мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят.

Марк Аврелий. «Размышления»

Всё сплетено одно с другим, и священна эта связь, и ничего почти нет, что чуждо другому, потому что всё соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Ибо мир во всем един, и бог во всем един, и естество едино, и един закон — общий разум всех разумных существ, и одна истина, если уж одно назначение у единородных и единому разуму причастных существ.

Марк Аврелий. «Размышления»

Десяти дней не пройдет и ты богом покажешься тем, для кого ты сейчас зверь и обезьяна, — сверни только к основоположениям и к почитанию разума.

Марк Аврелий. «Размышления»

Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе, кто коснеет во лжи и неведении.

Марк Аврелий. «Размышления»

Как же это свирепо — не позволять людям устремляться к тому, что кажется им естественным и полезным! А ведь ты некоторым образом не позволяешь им это, когда негодуешь на то, что они заблуждаются. Они-то кидаются на это, конечно же, как на естественное и полезное. — Так ведь не так это! — Тогда учи и показывай, не сердясь.

Марк Аврелий. «Размышления»

Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, какие выпали люди, тех и люби, да искренно!

Марк Аврелий. «Размышления»

Когда тяжко просыпаться, вспомни, что это по твоему строению и по человеческой природе — производить общественные деяния, а спать — общее с существами неразумными.

Марк Аврелий. «Размышления»

Искусство жить похоже более на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее.

Марк Аврелий. «Размышления»

Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.

Марк Аврелий. «Размышления»

Не живи так, точно тебе предстоит еще десять тысяч лет жизни. Уж близок час. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать хорошим.

Марк Аврелий. «Размышления»

Не стыдись, когда тебе помогают; тебе поставлена задача, как бойцу под крепостной стеной. Ну что же делать, если хромой ты не в силах один подняться на башню, а с другим вместе это возможно?

Марк Аврелий. «Размышления»

Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть кого-нибудь, заподозрить, проклясть, притворствовать, возжелать чего-нибудь, что нуждается в стенах и завесах.

Марк Аврелий. «Размышления»

Погрешающий погрешает против себя; несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло.

Марк Аврелий. «Размышления»

При всяком деянии спрашивай себя: подходит ли оно мне? не раскаюсь ли?

Марк Аврелий. «Размышления»

Приучи себя не быть невнимательным к тому, что говорит другой, и вникни сколько можешь в душу говорящего.

Марк Аврелий. «Размышления»

Пусть будущее тебя не смущает, ты к нему придешь, если надо будет, с тем самым разумом, который теперь у тебя для настоящего.

Марк Аврелий. «Размышления»

Радость человеку — делать то, что человеку свойственно.

Марк Аврелий. «Размышления»

Разум у тебя есть? Зачем же без него обходишься?

Марк Аврелий. «Размышления»

Смотри, к нелюдям не относись так, как люди к людям.

Марк Аврелий. «Размышления»

Совершенство характера — это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться.

Марк Аврелий. «Размышления»

Спеши всегда кратчайшим путем, а кратчайший путь — по природе, чтобы говорить и делать всё самым здравым образом.

Марк Аврелий. «Размышления»

Сущность дел об оскорблении величия такова, что даже те, чья виновность доказана, кажутся жертвами насилия.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Хоть бы и не по силам казалось тебе что-нибудь — не признавай это невозможным для человека, а напротив, что возможно и свойственно человеку, то считай доступным и для себя.

Марк Аврелий. «Размышления»

Что не вредно городу, не вредит и гражданину. При всяком представлении о вреде применяй это правило: если городу это не вредит, не вредит и мне.

Марк Аврелий. «Размышления»

Что происходит, по справедливости происходит: проследи тщательно — увидишь. Я не о сообразности только говорю, а именно о справедливости, как если бы некто воздавал всякому по достоинству. Так следи же за этим, как уже начал, что бы ни делал, делай так, как достойный человек, в том смысле, в каком и мыслится достоинство. Сохраняй это в любой деятельности.

Марк Аврелий. «Размышления»

Октавиан Август

В марте 44 года до н. э. усыновлен по завещанию убитого тогда брата своей матери, диктатора Гая Юлия Цезаря. В 43 году до н. э. вместе с Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом стал одним из триумвиров. В 36 году до н. э. отобрал в свою пользу владения Марка Эмилия Лепида. В 32 году до н. э. начал войну против Марка Антония. В 31 году до н. э. разгромил флот Марка Антония в решающем сражении у мыса Акций, а в 30-м до н. э. добился окончательной победы, завершив гражданскую войну и установив единоличную власть над всеми владениями Рима. В 27 году до н. э. получил от римского сената звание «Август», положив начало имперскому строю и став первым императором Рима. Умер в 14 году нашей эры.

Город — это мужчины и женщины, а не здания, колоннады и пустынные форумы.

Дион Кассий. «Римская история»

Гражданские войны своим следствием имели много несчастий; давайте забудем их и позаботимся, чтобы ничего подобного не случалось в будущем.

Дион Кассий. «Римская история»

Имущество свое считайте общим достоянием государства, а к общественным средствам не прикасайтесь, как к чужому добру. То, чем владеете, оберегайте тщательно, за чрезмерным же не гонитесь. В отношениях с союзниками и подвластными народами не допускайте высокомерия и корыстолюбия, в отношении врагов действуйте справедливо и без страха. Оружие всегда имейте наготове, но никогда не поднимайте его ни друг против друга, ни против тех, кто соблюдает мир. Воинам обеспечьте достаточное содержание, чтобы из-за нужды они не зарились на чужое добро, но держите их в разумной строгости, чтобы из-за своего своеволия не натворили они бед.

Дион Кассий. «Римская история»

Лучше сделать поудачнее, чем затеять побыстрей.

Светоний Транквилл. «Божественный Август»

Мы должны искать утешения для того, что есть смертного в нашей природе, в вечной смене поколений, подобной эстафете с факелами, чтобы, переходя от одного к другому, то единственное, чего нам недостает для божественного блаженства, принесло нам бессмертие. И прежде всего поэтому тот первый и величайший бог, который сотворил нас, разделил род смертных людей пополам, сделав одних мужчинами, а других женщинами, и внушив им любовь и потребность в соитии, устроил так, чтобы связь между ними приносила плоды, и постоянная цепь рождений неким образом принесла бы даже смертным вечную жизнь.

Дион Кассий. «Римская история»

Нам, верно, не дано снискать бессмертия, но у нас есть два пути, чтобы в известном смысле обрести его, — доблестно жить и с доблестью умереть.

Дион Кассий. «Римская история»

Неприятно мне вести внутренние войны без крайней к тому необходимости, неприятно употреблять оставшихся в живых граждан для борьбы друг против друга, особенно потому, что эта война не будет только слышна нам из Македонии или Фракии, а разыграется в самой Италии; чего только не придется испытать Италии, если она станет ареной нашей войны! Вот почему я и колеблюсь….

Аппиан. «Гражданские войны»

Не следует стремиться к войне, если нет полной уверенности в выигрыше, иначе победа, достигнутая ценой тяжких потерь, уподобляется ловле рыбы на золотой крючок, обрыв и потерю которого не может возместить никакая выгода от добычи.

Неизвестный автор. «Эпитома о Цезарях»

Опелий Макрин (217–218 гг.)

Благородное происхождение, богатство и всё подобное считается признаком счастья, но не заслуживает похвалы, так как оно передано от другого; благожелательность же и порядочность вместе с восхищением побуждают хвалить того, кто сам достигает успеха.

Геродиан. «История императорской власти после Марка»

Какая польза от благородного происхождения, если с ним не соединен порядочный и человеколюбивый нрав? Ведь дары судьбы перепадают и недостойным, доблесть же души каждому придает его собственную славу.

Геродиан. «История императорской власти после Марка»

Отон (69 г.)

Могу ли я допустить, чтобы столько римских юношей, столько замечательных солдат бездыханные устилали землю и гибли без всякой пользы для государства? Мысль о том, что вы готовы были умереть за меня, я унесу с собой, но вы оставайтесь и живите.

Корнелий Тацит. «История»

Ужели вы думаете, что лишь дома, крыши, нагромождения камня составляют этот прекрасный город? Их можно разрушить, можно отстроить заново, — ничего от этого не изменится. Но неколебимо стоит Рим, мир царит во всем мире, и мы с вами живы до тех пор, пока цел и невредим сенат.

Корнелий Тацит. «История»

Чем яснее понимаешь, что счастье дано тебе ненадолго, тем труднее вовремя перестать за него цепляться.

Корнелий Тацит. «История»

Септимий Север (193–211 гг.)

Наконец-то вы понимаете, что управляет всем голова, а не ноги.

Элий Спартиан. «Север»

Подобно тому как несправедливо начинать мерзкие дела, так и малодушно не защищаться обиженному.

Геродиан. «История императорской власти после Марка»

Я принял государство, со всех сторон раздираемое восстаниями, а оставляю умиротворенным… Старый, с больными ногами, я оставляю моим сыновьям власть крепкую, если они будут достойны ее, но бессильную, если они будут дурными правителями.

Элий Спартиан. «Север»

Тиберий (14–37 гг.)

Воины принадлежат не мне, а государству.

Дион Кассий. «Римская история»

В свободном государстве должны быть свободны и мысль и язык.

Светоний Транквилл. «Тиберий»

Вы не знаете, какое это страшное чудовище — власть!

Светоний Транквилл. «Тиберий»

Добровольно поступающих на военную службу мало, а если бы таких и оказалось достаточно, они не выдерживают никакого сравнения с воинами, пришедшими по призыву, ни в доблести, ни в дисциплине, потому что по собственному желанию вступают в войска преимущественно бедняки и бродяги.

Тацит. «Анналы»

Допустить, чтобы во всех провинциях поклонялись мне в образе божества, было бы величайшим самомнением и заносчивостью.

Тацит. «Анналы»

Если все бедняки, сколько их ни есть, станут являться сюда и выпрашивать для своих детей деньги, то никто из них никогда не насытится, а государство между тем впадет в нищету.

Тацит. «Анналы»

Если же когда-нибудь усомнитесь вы в моем поведении и в моей преданности, — а я молю, чтобы смерть унесла меня раньше, чем случится такая перемена в ваших мыслях, — то для меня не много будет чести и в звании отца отечества, а для вас оно будет укором либо за опрометчивость, с какой вы его мне дали, любо за непостоянство, с каким вы обо мне изменили мнение.

Светоний Транквилл. «Тиберий»

Если кто неладно обо мне отзовется, я постараюсь разъяснить ему все мои слова и дела; если же он будет упорствовать, я отвечу ему взаимной неприязнью.

Светоний Транквилл. «Тиберий»

Законы должны исполняться.

Светоний Транквилл. «Тиберий»

Иссякнет старательность и повсюду распространится беспечность, если основание для своих опасений или надежд никто не будет видеть в себе самом, но все станут беззаботно ждать помощи со стороны, бесполезные для себя, а нам в тягость.

Тацит. «Анналы»

Подобно тому, как застарелые и с давних пор укреплявшиеся недуги нашего тела не пресечь иначе, как сильно действующими и суровыми мерами, так и развращенная и одновременно развращающая, больная и пылающая в горячке душа должна быть обуздана средствами, не менее мощными, чем распалившие ее страсти.

Тацит. «Анналы»

Прочие смертные принимают решения, клонящиеся к тому, что они считают выгодным для себя; не таков удел принцепсов, ибо в важнейших делах они должны считаться с тем, что об этом подумают люди.

Тацит. «Анналы»

Римский народ отмщает врагам, не прибегая к обману, и не тайными средствами, но открыто и силой оружия.

Тацит. «Анналы»

Тому, кто правит другими, не подобает устраняться от заботы об общественных делах из-за личных несчастий.

Дион Кассий. «Римская история»

Что я смертен, отцы сенаторы, и несу человеческие обязанности, и вполне удовлетворен положением принцепса, я свидетельствую пред вами и хочу, чтоб об этом помнили также потомки; и они воздадут мне достаточно и более чем достаточно, если сочтут меня не опозорившим моих предков, заботившимся о ваших делах и ради общего блага не страшившимся навлекать на себя вражду. Это — храмы мне в ваших сердцах, это — прекраснейшие и долговечные мои изваяния. Ибо те, что создаются из камня, если благоволение оборачивается в потомках ненавистью, окружаются столь же презрительным равнодушием, как могильные плиты. Вот почему я молю союзников и граждан и самих богов, последних — чтобы они сохранили во мне до конца моей жизни уравновешенный и разбирающийся в законах божеских и человеческих разум, а первых — чтобы они, когда я уйду, удостоили похвалы и благожелательных воспоминаний мои дела и мое доброе имя.

Тацит. «Анналы»

Хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуры.

Светоний Транквилл. «Тиберий»

Несколько по-иному, но по сути так же, пересказывает это изречение Тиберия Дион Кассий. Согласно Диону Кассию, император Тиберий, когда один из наместников выслал ему из провинции больше денег, чем предписывалось, вместо того, чтобы похвалить того за усердие, написал ему в ответ: «Я хочу, чтобы моих овец стригли, а не сдирали с них шкуру.

Дион Кассий. «Римская история»

Я не раз говорил и повторяю, отцы сенаторы, что добрый и благодетельный правитель, обязанный вам столь обширной и полной властью, должен быть всегда слугой сенату, порою — всему народу, а подчас и отдельным гражданам.

Светоний Транквилл. «Тиберий»

Тит

В 69–71 гг. — император-цезарь, младший соправитель своего отца, императора Веспасиана. С 71-го по 79 год — император-август, соправитель своего отца. С 79-го по 81 год — единственный император-август.

Мне гораздо приятнее награждать доблесть моих соратников, чем наказывать их погрешности.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Не достойны пощады люди, бежавшие из родного города после того, как сами предали его огню.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Раз судьба установила для человека вообще неминуемую смерть и раз меч более благосклонный слуга ее воли, чем всякая болезнь, то хорошо ли будет с нашей стороны, если мы откажемся жертвовать с благородной целью тем, что мы неизбежно как долг обязаны отдать судьбе?

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Речь, имеющая целью воодушевить людей на безопасное дело, равна оскорблению тех, к которым она обращена. Такая речь также изобличает отсутствие достоинства в том лице, которое ее произносит.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Снисходительность на войне только вредна, между тем, как строгость больше предохраняет против хитрости.

Иосиф Флавий. «Иудейская война»

Траян

В 97–98 гг. — император-цезарь, младший соправитель своего приемного отца, императора Нервы. С 98-го по 117 год — император-август.

Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

Из переписки Траяна с Плинием Младшим. Плиний Младший. «Письма»

В каждой провинции есть и опытные и талантливые люди: не думай, что их ближе прислать к тебе из Рима, когда даже к нам они обычно приезжают из Греции.

Из переписки Траяна с Плинием Младшим. Плиний Младший. «Письма»

Надо особенно заняться тем, чтобы исправить такое положение вещей, при котором люди, присужденные к наказанию, не только освобождены, как ты пишешь, неизвестно кем, но и поставлены в положение честных служителей.

Из переписки Траяна с Плинием Младшим. Плиний Младший. «Письма»

Никто еще не убил своего преемника.

Вулкаций Галликан. «Авидий Кассий»

Распоряжением моим запрещено одаривать из городских средств, но дабы не подрывать благосостояния многих людей, не следует отбирать то, что даровано давно, и требовать этот дар обратно как незаконный.

Из переписки Траяна с Плинием Младшим. Плиний Младший. «Письма»

Я желаю заботиться о жителях любого города не меньше, чем о городских средствах.

Из переписки Траяна с Плинием Младшим. Плиний Младший. «Письма»

Юлиан Отступник

В 335–360 годах — император-цезарь, младший соправитель императора Констанция Второго. В 360 году провозгласил себя императором-августом, начав борьбу с Констанцием Вторым. В 361–363 годах император-август, признанный всей империей. Выступал против религиозной нетерпимости и пытался восстановить поклонение древним языческим богам, за что подвергался резкой критике со стороны христиан и был назван впоследствии Отступником. Погиб в бою во время похода в Персию.

Взирая на изображения богов, не будем считать, что это просто дерево или камень, но не будем считать их и самими богами. Ведь мы не называем и изображения царей деревом, камнем или медью, и называем их не самими царями, но именно изображениями царей. И каждый, кто любит царя, с радостью взирает на изображение царя, как каждый, кто любит сына, — на изображение сына, а каждый, кто любит отца, — на изображение отца. Из этого следует, что каждый, кто любит богов, с радостью взирает на изображения и статуи богов, и почитая, и страшась богов, взирающих на него с незримого мира. И если кто думает, что раз уж они названы образами богов, им надлежит быть неуничтожимыми, он, по-моему, совершенно лишен здравого смысла — ведь в таком случае они должны быть созданы не руками человеческими. Но то, что создано мудрым и прекрасным человеком, может быть уничтожено человеком дурным и темным. И лишь сотворенные самими богами живые образы их невидимых сущностей — боги, обходящие по кругу небо, пребывают вовеки. Итак, пусть никто не перестает верить в богов, видя и слыша, как некоторые люди осквернили их храмы и изображения.

Император Юлиан. «Письма»

Если кто-либо убедил вас, что для людей есть что-то более приятное и полезное, чем спокойно предаваться на досуге философским размышлениям, то он и сам заблуждается, и других вводит в заблуждение.

Император Юлиан. «Письма»

Заклинаю и прошу вас, чтобы никто из вас в порыве возбуждения не доходил до притеснения частных лиц. Знайте, что наши бесчисленные победы над врагом прославили нас в такой же мере, как и неприкосновенность и благосостояние провинций.

Аммиан Марцеллин. «История»

Куда это, храбрецы, мы отступаем? Или вы не знаете, что бегство, которое никогда не приносит спасения, показывает только глупость тех, кто делает столь бесполезную попытку?

Аммиан Марцеллин. «История»

Лучше немного времени поступать справедливо, чем много времени — дурно.

Император Юлиан. «Письма»

Очевидная польза врачебного искусства свидетельствует, что оно спасительно для людей. Поэтому справедливо возвещают дети философов, что и оно сошло с неба — ибо им излечиваются и природные наши недуги, и те, которые возникают от случившихся болезней. Посему в соответствии с разумом и справедливостью мы в согласии с постановлениями ранее бывших императоров и исходя из нашего человеколюбия повелеваем, чтобы в будущее время вы были свободны от куриальных повинностей.

Император Юлиан. «Письма»

Первое, с чего нам нужно начать, — это благочестие. Мы должны служить богам так, как если бы они были рядом и смотрели на нас, но, хотя они и невидимы нами, их взор — более сильный, чем любой свет, — может проникать даже в наши тайные помыслы.

Император Юлиан. «Письма»

По справедливому суждению, в равной мере малодушен и труслив тот, кто желает смерти, когда это не подобает, и кто бежит от нее, когда пришел его час.

Аммиан Марцеллин. «История»

Оцените статью
Cборник цитат и афоризмов
Добавить комментарий

Adblock
detector