V век до нашей эры

V век до н.э. | Афоризмы

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Самые известные афоризмы (V век до нашей эры):

V век до нашей эры…

Алфавитный указатель: «В» «Г» «Д» «Е» «Ж» «З» «И» «К» «Л» «М» «Н» «О» «П» «С» «Т» «У» «Х» «Ч» «Э» «Я»

«А»

* Аристипп был любовником Гетеры Лайды. Тем, кто осуждал его, Аристипп говорил: «Ведь я владею Лайдой, а не она мною. Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».

«Б»

* Быть крылатым от рождения лучше всех на свете благ.

* Беспричинная усталость предвещает болезнь.

* Больной должен вместе с врачом бороться с болезнью.

* Бред бывающий вместе со смехом, менее опасен, но бред серьезный более опасен.

* Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет.

* Богат тот, кто беден желаниями.

* Бывает болезнь дома и имущества, точно так же как болезнь, тела.

* Бедность и богатство суть слова для обозначения нужды и изобилия. Следовательно, кто нуждается, тот не богат, а кто не нуждается, тот не беден.

* Будь доволен тем, что есть, однако стремись к лучшему.

* Без смешного нельзя познать серьезные, и вообще любой предмет с помощью своей противоположности, если человек хочет быть разумной.

* Богатство вовсе не слепо, оно прозорливо.

* Большая сила у того человека, который умеет промолчать, когда он прав.

* Бояться смерти — это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, что чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не если она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество воображать, будто знаешь то, что чего на самом деле не знаешь?

* Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

* Богатство и знатнасть, нe приносят никакого достоинства.

* Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежество, a быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.

* Блаженна жизнь, пока живешь без дум.

* Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении.

* Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами.

* Будущее исполнено неопределенности, но эта обманчивость будущего является величайшим благом.

«В»

* В Египте на пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносит кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу (…) со словами: «Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью! После смерти ведь ты будешь таким!»

* Всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги.

* V век до нашей эры

* B самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные.

* Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде — хороший признак, противоположное — дурной.

* Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.

* Bсе находятся во власти богов; мудрецы – друзья богов, но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

* В Афинах для приезжего всегда праздник.

* В своих бедах люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя.

* Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество. Все чрезмерное обычно называют резко изменить противоположную сторону, будь то состояние погоды, растений или тела. Не меньше наблюдается это и в государственных устройствах.

* Все, что называется благом, для неразумного плохо.

* В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.

* Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное.

* Великие дела не делаются cразу.

* В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.

* Вещи существуют для людей, а не люди для них.

* Все люди склонны совершать недозволенные проступки как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства испробовали всевозможные карательные меры, все время усиливая их. (..) Со временем почти все наказания были заменены смертной казнью. (.) Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать еще более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить.

* Война — учитель насилия.

* В жизни все вещи друг от друга отличаются, а в смерти все одинаковы. При жизни отличаются друг от друга умные и грубые, знатные и низкие; в смерти же одинаковы тем, что все смердят и разлагаются, гниют и исчезают. Следует наслаждаться при жизни, к чему хлопотать о том, что будет после смерти!

«Г»

* Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных.

* Где хорошо, там и родина.

* Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

* Город — это люди, а не стены.

* Гробница доблестных — вся земля.

«Д»

* Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

* Действия диетических средств продолжительны, а действия лекарств – скоропреходящи.

* Добиваться в болезнях двоякого: приносить пользу или не навредить.

* V век до нашей эры

* Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого.

* Должно препятствовать совершению несправедливого поступка. Если же мы этого сделать не в состоянии, то, по крайней мере, не должны содействовать несправедливости.

* Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда жe они от него избавляются, все равно клятв не исполняют.

* Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны быть людьми, чей характер надежнее самой клятвы.

* Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях — без приглашения, сами по себе.

* Дары врагов пагубны.

* Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.

* Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, все, что выгодно, то и разумно.

* Добиваться тирании несправедливо, отказаться от нее — опасно.

«Е»

* Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов.

* Если бы все люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью (…) унес бы свои домой.

* Если бы предоставить всем народам на свете право выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные.

* Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

* Если сон облегчает страдания, болезнь не смертельна.

* Есть люди, которые проявляют свое искусство в злословии искусств.

* Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.

* Если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня.

* Если намерен посоветоваться с кем-нибудь по поводу своих дел, посмотри сначала как этот человек управляется с собственными.

* Если нельзя не говорить о том, о чем раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

* Если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, словно описывая круг, если бы возникновение шло по прямой линии, только в одном направлении и никогда не поворачивало в спять, в противоположную сторону, все в конце концов приняло бы один и тот же образ, приобрело одни и те же свойства и возникновение прекратилась бы.

* Если я кого-нибудь из окружающих сделаю негодяем, то мне придется опасаться, как бы он ни сделал мне зла.

* Если бы я мог взойти на высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все?»

* V век до нашей эры

* Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который лучше, чем он сам, знал бы то, что полезно для его здоровья.

* Если как враг я причинил вам столько бед, то я могу быть полезным другом. (Алкивиад — спартанцам.)

«Ж»

* Женщины вместе с одеждой совлекают с себя и стыд.

* Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

* Желать чрезмерного подобает ребенку, но не мужу.

* Желающий быть в хорошем расположении духа не должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и что бы он ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы.

* Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора.

* Жить дурно, неразумно, невоздержанно значит не плохо жить, но медленно умирать.

* Жизнь невозможно сохранить тем, что ее ценишь.

* Жизнь — такая редкая удача, а смерть так легкодостижима. Кто же это придумал — проводить с таким трудом доставшуюся жизнь в ожидании столь легко приходящей смерти! Желая исчерпать до дна все наслаждения своей единственной жизни, испытать все радости этих лет, тревожимся лишь о том, чтобы переполненный желудок не помешал вволю предаваться плотским удовольствиям. Не печалит нас ни дурная слава, ни опасность для жизни.

«З»

* Законы — дурная выдумка. Законы создаются людьми, а от природы — атомы и пустота.

* Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

«И»

* Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучаться.

* Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.

* Из двух страданий, происшедших в одно время, но не в одном и том же месте тела, более сильное ослабляет другое.

* Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

* Исократ, когда его на пирушке попросили сказать что-нибудь ответил, “В чем я силен, это сейчас не ко времени, а что сейчас ко времени, в этом я не силен”.

* Использование письмен вселяет в души забывчивость.

* Истинное мнение ведет нас к правильным действиям ничуть не хуже, чем разум.

* История — это философия в примерах.

«К»

* К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, Антисфен обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она хвастаться?» «Красотою», — ответил юноша. «И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная статуя?»

* Кто боится других, тот раб, хотя он этого и не замечает.

* Kто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения.

* Кто-то сказал Антисфену: «Тебя многие хвалят». «Что же я сделал дурного?» — спросил он.

* V век до нашей эры

* Когда Аристиппа упрекнули за то, что, защищая свое дело в суде, он нанял оратора, Аристипп сказал: «Нанимаю же я повара, когда даю обед!»

* Когда Дионисий I Старший плюнул в Аристиппа, он стерпел, но когда его начали за это бранить, он сказал: «Рыбаки подставляют себя брызгам моря, чтобы поймать мелкую рыбешку, я ли не вынесу брызг слюны, желая поймать большую рыбу».

* Когда кто-то предложил Аристиппу задачу и сказал: «Распутай!», Аристипп воскликнул: «Зачем, глупец, хочешь распутать узел, который, даже запутанный, доставляет нам столько хлопот?»

* Кто-то сказал, что всегда видит философов перед дверьми богачей. «Но ведь и врачи, — сказал Аристипп, — ходят к дверям больных, и, тем не менее, всякий предпочел бы быть не больным, а врачом».

* Когда мне должен кто, отлично помню я, но если должен я, не помню, хоть убей.

* Клевета двоих делает преступниками, а третьего — жертвой.

* Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.

* Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм.

* Кто часто держит себя в теле, у того происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, тупость ума, кровотечения, обмороки; все это имеет следствием сиерть.

* Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной, тот потеряли дочь.

* Кто сам не любит не кого, того, мне кажется, тоже ни кто не любит.

* «Когда мир благоденствует? » — спросили Диогена. «Когда его цари философствуют, а философы царствуют», — последовал ответ.

* К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

* К благу стремиться любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно не хватает сил понять, в чем же оно состоит.

* Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестные нельзя найти и незачем искать.

* Когда одни думаю так, а другие иначе, тогда уже не бывает общего мнения и непременно каждый презирает другого за его образ мысли.

* Крайнее увлечение философией вредно.

* Круглое невежество не самое большое зло: накопление плохо усваенных знаний еще хуже.

* Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.

* Kaк страшен может быть разум, если он не служит чeлoвеку.

* Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума.

* Когда спартанский царь Архидам спросил Фукидида, кто лучше в кулачном бою — он или Перикл, тот ответил: «Право, не знаю; если даже я собью его с ног, он будет уверять, что не падал, убедит всех присутствующих и победит».

* Kaк заботится о своей жизни? He мешать себе, нe останавливать себя. Жить свободно, и только. Позволить ушам слушать то, что хочется; позволить глазам смотреть на то, на что хочется; позволить устам говорить то, что хочется; позволить телу покоиться так, как хочется; позволить сердцу мыслить так, как хочется; мысли хочется свободы, и мешать ей — значит не давать ей идти вперед.

«Л»

* Лучшая доля не в том, что бы воздерживаться наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.

* Лучше быть нищим, чем невеждой: если первый лишен денег то второй лишен образа человеческого.

* Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.

* Людей у персов много, а мужей среди них мало.

* Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; Напротив, они редко выпадают людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.

* Лечит болезни врач, но излечивает природа. Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

* Льстец – самый опасный из ручных животных.

* Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания взирают спокойно и равнодушно.

* Легче угодить слушателям, говоря о природе богов, чем людей.

* V век до нашей эры

* Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

* Лучше будь прост и честен, чем умен и лжив.

* Любое требование, малое или великое, выставляемое против равных себе до решения суда, притязает на порабощение.

* Людей больше раздражает несправедливость, якобы им причиненная, нежели самое жестокое насилие: в этом они усматривают пренебрежение со стороны равных себе, в другом — необходимость подчиняться насилию более могущественного,

* Люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают себя способными совершить подобные подвиги. А все, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие.

* Люди с большим воодушевлением принимают решение воевать, чем на деле ведут войну, и меняют свое настроение с переменой военного счастья.

«М»

* Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.

* Много пить и не быть пьяным пьяным свойственно и мулу.

* Малые создания вовсе не возбуждают зависти божества. (…) Бог мечет свои перуны в самые высокие дома и деревья.

* Мой долг передавать все, что рассказывают, но (…) верить всему я не обязан.

* Мощь у царя превышает человеческую, и руки у него загребущие.

* Многие совершающие постыднейшие поступки говорят прекрасные речи.

* Мудрец — мера всех вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума — мера умопостигаемых вещей.

* Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество — весь мир.

* Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими удовольствиями. Некоторые же царствуют над городами и в то же время являются рабами женщин.

* Мужество делает ничтожными удары судьбы. Надо стремиться к умению мыслить, а не к многознанию.

* Малым государствам можно прибегать к любому способу, чтобы выжить.

* Mногие сочувствуют своим друзьям в их несчастье, в счастье же — завидуют.

* Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.

* Мы в действительности ни чего не знаем.

* Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым — чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.

* Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет.

* Много говорить и много сказать — не есть одно и то же.

* Мудрость — родная мать счастья.

«Н»

* На вопрос, какая наука самая необходимая, Антисфен ответил: «Наука забывать ненужное».

* На вопрос, почему он так суров с учениками, Антисфен ответил: «Врачи тоже суровы с больными».

* Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повесится.

* Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.

* Нет ни родов, ни видов: «человека» я вижу, а «человечности» не вижу, «лошадей» вижу, а «лошадности» не вижу. Поэтому эти общие понятия не существуют вовсе.

* На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, Аристипп ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по прежнему».

* Не корми словами вместо хлеба.

* Не насладится муж, когда жене не любо наслаждение.

* Не исправляй беду бедою.

* Недопустимо, спасаясь от высокомерия тирана, подпасть под владычество необузданной черни. Ведь тиран по крайней мере 3нает, что творит, а народ даже и не знает.

* Нет для них (персов) ничего более позорного, как лгать, а затем делать долги. Последнее — по многим другим причинам, а особенно потому, что должник, по их мнению, неизбежно должен лгать.

* Нет столь неразумного человека, который предпочитает войну миру. В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы — сыновей.

* Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

* Не вреди (больному).

* Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступает меру природы.

* Найти одно научное доказательство для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством.

* Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.

* Не делать ни каких уступок жизни есть признак безрассудства.

* He слово, a несчастье есть учитель глупцов.

* Не стремись все знать, чтобы не оказаться во всем невеждой.

* Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость.

* Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

* Народу много, a людей не много.

* Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесет великие блага.

* Наши мирные договоры бессмысленны: мы не прекращаем, а лишь откладываем войны.

* Не будет между нами согласия до тех пор, пока мы не найдем себе общего врага.

* Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от дурных, ты не скроешься от совести.

* Не посещай часто и долго одних и тех же лиц: ведь от всего бывает пресыщение.

* Не скоро становись другом, а, сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно не иметь не одного друга и менять многих друзей.

* Никого не попрекай неудачей, ибо судьба распоряжается всеми, и будущее неизвестно.

* Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.

* Никто не станет делать того же, что раньше, коль скоро возможно нечто лучшее.

* Незачем спрашивать, почему хочет быть счастливым тот, кто хочет им быть.

* На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ ответил: «Того, у кого честный образ мыслей и острый ум».

* Нельзя лечить тело, нe излечив душу.

* На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно.

* Не помогает счастье нерадивым.

* Надежда по природе расточительна.

* Начиная войну, люди сразу же приступают к действиям, с которыми следовало бы повременить, и уж после неудач обращаются к рассуждениям.

* Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.

* He следует строить расчеты на ожидаемых ошибках противника.

* Невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет — нерешительность.

* Никто (..) не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение. В рассуждениях мы тверды, а в действиях уступаем страху.

* Нет ни чего лучше покоя, нет ничего лучше пустоты.

«О»

* Однажды Диоген принес с собой кинжал, и когда Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий?», он показал ему кинжал и произнес: «Вот кто», «Я сказал: от страданий, а не от жизни» — возразил Антисфен.

* Однажды Дионисий I предложил Аристиппу из трех Гётер выбрать одну: Аристипп увел с собою всех трех сказав: «Парису плохо пришлось за то, что он отдал предпочтение одной из трех».

* Однажды, когда Аристипп входил с мальчиком в дом к Гётери и один из мальчиков покраснел Аристип сказал: «Входить не позорно, позорно не найти сил, чтобы выйти».

* Однажды, когда Аристипп проходил мимо Диогена, который чистил себе овощи, тот, усмехаясь, сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим, тебе не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов». «А если бы ты умел обращаться с людьми, — ответил Аристипп, тебе не пришлось бы чистить себе овощи».

* От слов и ум к высотам устремляется. И возвышает человека.

* Обстоятельства правят людьми, а не люди обстоятельствами.

* Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем.

* Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.

* Однажды Диоген грелся на солнце. Проходивший мимо Александр Великий остановился над ним и сказал: «Проси y меня что хочешь». Диoген ответил: «Не заслоняй мне солнца».

* Однажды Диоген заметил незаконнорожденного мальчишку, швырявшего камни в прохожих. «Прекрати баловство, — сказал ему философ. — Ты можешь нечаянно угодить камнем в собственного отца».

* Однажды кто-то читал длинное сочинение, и когда уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диoген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

* Однажды, принимая участие в разговоре о том, почему люди так охотно помогают нищим и так неохотно философам, Диoген заметил: «Это потому, что каждый предвидит возможность самому стать убогим, калекою, пьяницей, но никто про себя не думает, что он сделается философом».

* Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

* Обдумывай решения медленно, приводи их в исполнение быстро.

* Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.

* Остерегайся клеветы, даже если она лжива, ибо большинство людей истины не знает, в своих суждениях же следует за молвой.

* О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Если дело делается прекрасно и правильно, оно становиться прекрасным.

* Основа всякой мудрости есть терпение.

* Отвергнуть друга преданного – значит лишиться драгоценнейшего в жизни.

* Оказавший услугу другому — более надежный друг, так как он старается заслуженную благодарность поддержать и дальнейшими услугами. Напротив, человек облагодетельствованный менее ревностен: ведь он понимает, что совершает добрый поступок не из приязни, а по обязанности.

* Очень редко войну ведут по заранее определенному плану, но чаще война сама выбирает пути и средства в зависимости от обстоятельств.

«П»

* Прекрасная вещь — общение с мудрецом.

* Против злословия клеветника нет лекарства.

* По моему мнению, о богах все люди знают одинаково мало.

* Пока человек не умрет, воздержись называть его блаженным, но лучше удачливым. (Приписано Солону.)

* Предопределенного Роком не может избежать даже бог.

* Питье вина утоляет голод.

* Полезнее избирать и питье, и пищу менее хорошие по качеству, но более приятные, чем лучшие по качеству, но менее приятные.

* Поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются.

* Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

* Привыкшие нести обычные труды, даже если они будут люди слабые или старые, переносят эти труды легче, чем люди крепкие и молодые, но без привычки.

* Противоположное излечивается противоположным.

* Пьянство — причина слабости и болезненности детей.

* Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

* Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток.

* Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

* Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни.

* Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

* Протягивая pyкy друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

* Повинуйся царским законам, однако самым сильным законом считай царскую волю.

* Прекращай занятия, оставаясь в состоянии еще заниматься.

* Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; пoтoмy что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.

* Приучайся быть не угрюмым, а сосредоточенным, ибо угрюмость создаст тебе репутацию надменного человека, сосредоточенность же. — рассудительного.

* По-видимому, не в природе человека собственной воле идти вместо блага на то, что считаешь злом; когда же люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, на выбирает большего, если есть возможность выбирать меньшее.

* Поэт, если только он хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения.

* Прежде чем кого-либо за что-то упрекать, Платон советовал спросить себя: «А не таков ли и я сам?». И тогда придирка наверняка обернется снисходительностью.

* Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

* При жизни доблестные люди возбуждают зависть, мертвым же (они ведь не являются уже соперниками) воздают почести без зависти.
* Признание в бедности — не позор, но позорно не стремиться избавиться от нее трудом.

* V век до нашей эры

* Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке.

* Проживешь так, и будет жизнь твоя радостна до дня смерти. Это я и называю заботой о своей жизни. Если же станешь неотступно обуздывать себя и постоянно жить в скорби и заботах во имя долголетия, так проживи пусть даже сто лет, тысячу лет — это не то, что я называю заботой о своей жизни.

* «При жизни друг друга жалеть, по смерти друг друга покидать» — в этой древней пословице истина. «Друг друга жалеть» — это готовность дать отдохнуть усталому, накормить голодного, обогреть замерзшего, найти выход для зашедшего в тупик. «Друг друга покидать» — эти слова говорят не о том, чтобы не оплакивать покойника, а о том, чтобы не облачать в узорную парчу, не класть ему в рот жемчуг и нефрит, не приносить жертв, не ставить блестящих сосудов.

«Р»

* Разве не все равно, занять ли такой дом, в котором жили многие, или такой, в котором никто не жил? И не всели равно, плыть на корабле, где уже плавали тысячи людей, или где еще никто не плавал? Вот также все равно, жить ли с женщиной, которую уж знавали многие, или с такой, которую никто не трогал.

* Разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа.

* Рассудительность и полная казна важнее всего для военного успеха.

«С»

* Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

* Справедливого человека цени больше, чем родного.

* С ростом тела растут и духовные силы, а когда тело начинает стареть, то с ним вместе дряхлеет и дух, и дух уже неспособен к великим свершениям.

* Стрелок натягивает свой лук, только когда он нужен, и ослабляет тетиву, когда нет нужды. Ведь если бы лук был постоянно натянут, он бы лопнул. Такова же и человеческая природа: если бы человек вздумал всегда предаваться серьезным делам, не позволяя себе никаких развлечении и шуток, то либо неприметно впал бы в безумие, либо сразу был бы разбит параличом.

* Сколько звезд на небе, столько обманов таит женское сердце.

* Сон и бессонница, то и другое сверх меры проявляющееся, — дурной знак.

* Старики (…) меньше болеют, чем молодые. Но если у них бывают какие-либо болезни хронические, эти последние большей частью кончаются вместе с жизнью.

* Старики весьма легко переносят пост; во вторую очередь — люди взрослые, в третью – люди молодые, a всех труднее дети, и из этих последних-те, которые отличаются слишком большой живостью.

* Слово — тень дела.

* Смелость — начало дела, но случай — хозяин конца.

* Счастье – это хорошее расположение духа, благосостояние, гармония, симметрия и невозмутимость.

* V век до нашей эры

* Солнце заглядывается в ямы с навозом, но не оскверняется.

* С кем хочешь подружиться, о тех отзывайся с похвалою перед людьми, которые могут передать твои слова. Ведь похвала — начало дружбы, поношение же — вражды.

* Совет правителю: не делай ничего в гневе, однако делай вид, что ты раздражен, когда тебе это удобно.

* Страсть — приманка зла.

* С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.

* Самое лучшее — это не война, ни междоусобия: ужасно, если в них возникает нужда; мир же — это всеобщее дружелюбие.

* Существует лишь одна правильная монета — разум, и лишь в обмен на нее должно все отдавать: лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и рассудительность, и справедливость, одним словом, все равно, сопутствуют ли ей удовольствия, страх и все иное, тому подобное, или не сопутствуют.

* Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

* Скульптор в своих произведениях должен выражать состояние души.

* Слушай и молчи.

* Старость одинокая всем бедам беда!

* Следует на насилие отвечать насилием.

* Страх отнимает память.

* Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных. (Ответ пленного афинянина на насмешливый вопрос победителя, были ли павшие в бою людьми доблестными.)

* Считайте за счастье свободу, а за свободу — мужество.

* Справедливости недостаточно, чтобы принести пользу другим людям, однако как раз достаточно, чтобы причинить вред собственной жизни.

«Т»

* Твоё право – ругаться, моё право — нe слушать.

* Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно.

* Те, кому доставляют удовольствия несчастья ближних, не понимают что перемены судьбы могут коснуться всех.

* V век до нашей эры

* Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой.

* Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

* Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, что бы более сильные относились к тебе.

* Ты опытен — и дни твои направляет искусство; не опытен — и дни катятся по прихоти случая.

* Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу.

* Только взаимный страх делает союз надежным.

* Тот, кто умеет наслаждаться жизнью — не бедствует, а тот, кто умеет не обременять себя заботами — не богатеет.

«У»

* Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, Антисфен сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

* У Антисфена почти на все случаи жизни была одна и та же очень любимая им притча:
Зайцы в народном собрании говорили речи, что все во всем равны. На что львы возразили: «Вашим доводам, зайцы, не хватает только наших зубов и когтей».

* У короткого ума — длинный язык.

* Умный многому сумеет научиться у врага.

* Ушам люди доверяют меньше, чем глазам.

* У всех, кто, страдая какой-либо частью тела, не чувствует совсем страдания, у тех болен ум.

* Увидев человека, говорившего много невежественных вещей, Демокрит сказал: «Он не говорить не умеет, он молчать не умеет».

* Удовольствие и страдание служат критериями решений относительно того, к чему следует стремиться и чего избегать.

* Узнав секрет от друга, не выдавай его, сделавшись врагом: ты нанесешь удар не врагу, а дружбе.

* Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим.

* V век до нашей эры

* У Диогена спросили: «Что ты будешь делать, если сломается бочка, в которой ты живешь?» «Меня это не тревожит, — ответил философ. — Ведь место, которое я занимаю, не может сломаться”.

* У многих язык опережает мысль.

* Упражняй себя добровольными трудами, чтобы при случае быть в состоянии переносить и вынужденные.

* Ученость — это сладкий плод горького корня.

* Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

* Ум, несомненно, первое условие для счастья.

* Успех в войне зависит не от оружия, а от денежных средств, при которых оружие только и приносит пользу.

«Ф»

* Философия дала мне умение беседовать с самим собой.

* Философия дает способность говорить с кем угодно, и в этом её польза.

«Х»

* Хитрить, как лиса, человеку стыдно, сумой переметной быть не следует.

* Хорошее начало – не мелочь, хотя и начинается с мелочи.

«Ч»

* Человеку, который хвастался своими обширными знаниями, Аристипп сказал: «Оттого, что человек очень много ecт, oн не становится здоровее того, кто довольствуется необходимым; точно также и ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой».

* Чтобы отличить мудреца от глупца, отправь обоих нагишом к людям, которые их не знают, и тогда увидишь.

* Человек – лишь игралище случая.

* Чего не излечивает лекарство, излечивает железо. А чего железо не излечивает, излечивает огонь. А чего огонь не излечивает, то должно считаться не излечимым.

* Чтобы при лечении (…) я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, о том я умолчу, считая подобные вещи тайной.

* Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают.

* V век до нашей эры

* Часто, задев кого-либо словами, люди расплачиваются за это делами.

* Что постыдно делать, о том и говорить не считай приличным.

* Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.

* Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей в житейских отношениях, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

* Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

* Что за странная вещь наслаждение! Как удивительно срослось оно со своей кажущейся противоположностью — болью! Вместе они не желают приходить к человеку, но если человек преследует и настигает что-нибудь одно из них, то почти неизбежно приходит к нему и другое; можно подумать, что это два тела об одной голове.

«Э»

* Это изумляет: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько имеет друзей, настолько они не в цене.

«Я»

* Я предпочел бы безумие наслаждению.

* Я направлю режим больных к их выгоде (…), воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

* Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас.

* Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

* Я знаю, что я ничего не знаю.

* Я упрекаю не тех, кто стремится к господству, а тех, кто слишком поспешно готов этому подчиниться. Ведь человек по своей натуре всегда желает властвовать над теми, кто ему покоряется.

Все авторы V века до нашей эры:

Антисфен
Аристипп из Кирены
Аристофан
Геродот
Гиппократ
Демокрит
Диоген из Синопа
Исократ
Платон
Сократ
Софокл
Фукидид
Ян Чжу

Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print