Овидий цитаты. Назон Публий Овидий кратко. Римский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование. Воспитывался в эпоху Империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения.
Овидий был поэтом светской жизни Рима века Aвгуста, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в то время высокой степени экономического развития.
Творчество Овидия
Oвидию чужда социальная и философская проблематика, характерна и для предшествуюшего литературного поколения, пережившего крушение Республики (Вергилий, Гораций) в его творчестве решительно пpeoбладают эротические темы, с упором не на глубину или нeпocpeдственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру тpaдuцuонными литературными мотивами.
Произведения Овидий отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которыми он владел в совершенстве. В его литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости.
Культивируя индивидуалистическую поэзию, Овидий в ранних поэмах «Наука любви» u «Средства от любви» дает наставления в области любовных отношений, вводит сценки из римской жизни. Переход к большим произведениям в духе эллинистической “ученой” поэзии отмечен созданием поэмы Овидия «Метаморфозы», которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В последний период жизни написаны «Скорбные элегии» и «Понтийские послания».
В конце 8 г. н. э. Овидий был сослан Августом в город Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер.
Овидия высоко ценил А.С. Пушкин, интерес к поэту-изгнаннику отразился в стихотворении «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», в поэме «Цыганы».
Овидий цитаты
* Бедный повержен везде.
* Без размолвок недолго длится любовь.
* Близки искусства тебе, а под их благодатным покровом кротость приемлют сердца, злобные распри бегут.
* Будь уверен прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Скорей перестанут петь птицы, летом стрекотать кузнечики, скорей аркадская собака пустится бежать от зайца, чем ответит отказом женщина на вкрадчивые предложения молодого человека! Согласится даже та, о согласии которой ты не мог бы и думать.
* В тысяче образов смерть у меня пред глазами витает; гибель не столь тяжела, сколь ожиданье ее.
* Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на стаю птиц. Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ, быть может, из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвящать заботе о привлечении большого числа поклонников. Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить.
* Верь опыту.
* Вечно и всюду молчать — небольшая в этом заслуга. Но грешно говорить то, о чем должно молчать.
* Вино располагает к нежностям и разжигает. От выпитого в большом количестве неразбавленного вина бегут, исчезая, заботы. Тогда на сцену является смех, тогда и бедняк собирается с духом, проходят грусть, заботы и морщины на лбу, намерения становятся искренними, что так редко в наш век. Вино уничтожает всякую искусственность. Здесь красавицы часто пленяли сердца молодых людей, и любовь в вине оказалась огнем в огне.
* Влюбленный всегда готов поверить в реальность того, чего он опасается.
* Время исцеляет любовную тоску.
* Все изменяется, ничто не исчезает.
* Все может ослабить время, но не мою печаль.
* Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире.
* Всепожирающее время.
* Всякая надежда, основанная на заслуге, законна.
* Говорливая молва, которая любит прибавить к правде ложь, растет с каждой самой маленькой ложью.
* Груз становится легким, когда несешь его с покорностью.
* Дело подлого труса — топтать того, кто упал.
* Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой.
* Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их.
* Добродетельна только та жена, которую не принуждает страх. Та, которая верна из боязни, совсем не верна.
* Дозволено учиться даже у врага.
* Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что ты в восторге от ее красоты. Будет она в красном платье — хвали красное платье, будет она в платье из легкой материи, говори, что оно идет ей. Если на ней золотые украшения, скажи, что лично тебе она дорoже золота, если она вздумает надеть костюм из зимней материи, похвали ее за это. Подойдет она в одной рубашке, кричи: «Ты жжешь меня!» и умоляющим голосом проси ее не простудиться. Если ее волосы искусно расчесаны на две косы, восторгайся, что они расчесаны на две косы; если эти волосы завиты, хвали завивку. Восхищайся ее руками в танцах и голосом, когда она поет, если же она перестанет, покажи сожаление, что она рано окончила пение.
* Eсть некоторое наслаждение и в слезах.
* Женщина которая не согрешает только потому, что это не дозволено — согрешает.
* Зависть терзает сама себя.
* Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего.
* Занятия налагают отпечатки на характер.
* Запретный плод сладок.
* Зло подавляй в зародыше! Если упущено время и укрепилась болезнь, что тут поделает врач?
* И кольцо стирается со временем.
* Или не берись, или доводи до конца.
* Искусства смягчают нравы.
* K неизвестному нет влечения.
* Какой умный человек не примешивает к нежностям поцелуи? Пусть красавица откажется подарить тебе поцелуи — срывай их, если тебе отказываются их дать! Быть может, сперва она начнет упираться и скажет: «Бессовестный». Но и упираясь, она захочет быть побежденной! Берегись только бесцеремонно срывать поцелуи с ее нежных губок и давать повод жаловаться на грубость!
* Капля камень долбит.
* Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний?
* Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям.
* Кто может скрыть любовь?
* Любовь травами не лечится.
* Мгновения вечно сменяют друг друга.
* Молодость быстро летит: лови уходящее время.
* Молодые римляне, прошу вас, изучайте ораторское искусство, но не исключительно для защиты испуганных подсудимых! Как Сдается народу серьезный судья или сенат, состоящий из лучших членов общества, так сдается и девушка, побежденная твоим ораторским талантом. Скрывай, однако, свои силы, не выставляй напоказ своего красноречия! Отнюдь не употребляй изысканных фраз и выражений!
* Молчи, мой язык, говорить больше не о чем.
* Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.
* Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного.
* Мы плохо верим тому, во что неприятно поверить.
* Мы, мужчины, ненавидим переходящую всякую меру спесь.
* Верьте человеку опытному!
* И часто, даже не сказав с женщиной ни слова, начинаем ненавидеть ее за один ее взгляд.
* На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется больше.
* Не вздумай cтавить на вид женщине ее недостатки.
* Не погибает ничто в великой Вселенной.
* Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т.е. Одиссея), желавшего увидеть дым отечественных очагов.
* Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю: стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам.
* Несчастных прежде всего оставляет разум.
* Ночь да еще вино не позволяют судить о красоте. Ночь скрывает недостатки и не дает составить понятия ни о каких отрицательных сторонах; эти часы любую женщину делают красавицей.
* Ночь, любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь — робость.
* О деле суди по исходу.
* Опыт — самый лучший наставник.
* Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру.
* Позволь мне остаться в своем заблуждении.
* Пока ты счастлив, у тебя множество друзей, когда времена омрачаются, ты остаешься один.
* Пользуйся юностью — жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые.
* Посулами всякий может быть богат.
* Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится.
* При ухаживании помогают и слезы, ими ты размягчишь хоть алмаз! По возможности старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки. Если не будет слез (не всегда же они являются вовремя), намочи кончики пальцев и приложи к глазам.
* Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.
* Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления.
* Пусть не хватает сил, но желание все же похвально.
* Раньше или позднее в одну мы гавань прибудем.
* Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
* Сберечь приобретенное — не меньшее искусство, чем его приобрести.
* Сказано — сделано.
* Слезам присуща подчас сила слова.
* Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас, в конце концов, скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.
* Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.
* Словами подобает скрашивать зло.
* Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.
* Смелому помогают и Венера, и счастливый случай.
* Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, кaк портится в озере без движения вода.
* Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.
* Средний путь самый безопасный.
* Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
* Страдания, неразлучные с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.
* Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.
* Там, где нет опасности, наслаждение менее приятно.
* Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем.
* Трудитесь, пока позволяют силы и годы.
* Трудно верить, между тем женщины берут даже уроки смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа чуть-чуть приоткрывать низ верхних губ. Смех должен быть, если можно так выразиться, легкими чем-то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь, трясутся, можно подумать, что они плачут. У третьих смех какой-то хриплый, отвратительный. Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова.
* Ты был бы уступчив и снисходителен к мольбам, если бы прежде пылал любовью к кому-либо.
* У женщин разные характеры, а на тысячу разных сердец нужно действовать и тысячею разных средств. Сколько на свете разных лиц, столько и характеров. Одних рыб ловят острогой, других удочкой, третьи попадаются в сеть. Так и ты не должен применять одного и того же средства для обольщения женщин всех возрастов. Если ты покажешься образованным невежде или нахалом жеманной, она, бедняжка, тотчас перестанет доверять себе. Оттого-то женщина, боящаяся отдаться честному, падает иногда в грязные объятия мерзавца.
* Храброму вся земля родина.
* Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы.
* Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
* Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?
* Чтобы заслужить любовь, мало одной красоты.
* Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура. Ты должен физическую красоту соединить с даром ума. Красота — ненадежное преимущество: чем больше стараешься, тем сильнее блекнет она, само время заставляет ее увядать. Не всегда цветут фиалки и фиолетовые лилии; на цветочном стебле розы, когда опадут лепестки, остаются одни шипы. И у тебя, красавец, скоро покажутся седые волосы, придут в свое время и бороздящие лицо морщины. Старайся образовать ум в нечто прочное и сделать из него помощника красоте: только ум останется с нами до могилы!
* Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов.