Марк Аврелий цитаты | Биография Труды Цитаты | RA-JA

Лучшее

 Марк Аврелий Антонин — римский философ-стоик, император. С 138 г. начал заниматься административной деятельностью. В 140 г. впервые стал консулом, а в 145 г. — вторично. В 25 лет Марк Аврелий увлекся философией. Император Антонин Пий приобщил его к управлению государством, дав ему в 146 г. власть народного трибуна. 1 января 161 г. Марк Аврелий вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до января 169 г.

Большое внимание Марк Аврелий Антонин уделял судопроизводству. В Афинах учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в то время философских направлений: академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 г. Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
Оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке книг, которым обычно приписывают общее название «К самому себе» или «Рассуждения о самом себе».

Марк Аврелий цитаты

* Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери, и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?

* Все основано на убеждении; а убеждение зависит от тебя. Устрани поэтому, когда пожелаешь, убеждение и, как моряк, обогнувший скалы, обретешь спокойствие, гладь и тихую пристань.

* Делай то, что от тебя требует в настоящее время природа, не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперед хотя бы на один шаг и не считай этот успех незначительным. Кто может изменить образ мыслей людей? А что может быть без такого изменения, кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?

* Долг человека в том, чтобы любить тех, кто его оскорбляет.

* Если вас раздражает некий предмет, то виноват в этом не он сам, а ваше суждение о нем. И в ваших силах изменить это суждение.

* Итак, проведи этот момент времени, то есть жизнь свою, в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая слива: славословя природу и вознося благодарность к древу, ее породившему.

* Люди существуют друг для друга, чтобы учить друг друга или мириться друг с другом.

* Не довольствуйся поверхностным взглядом.

* Не спеши соглашаться с болтунами.

* Не уклоняйся в сторону софистической изощренности, не пиши заумных сочинений.

* Нелегко указать на кого-либо, кто стал бы несчастным от того, что был невнимателен к происходящему в чужой душе.

* Но неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души.

* Непрестанно держи в уме, до какой степени все то, что бывает ныне, бывало и раньше; и держи в уме, что это же самое предстоит и в будущем, и представь себе однообразные драмы и представления, которые ты узнал из собственного опыта или из истории старых времен, как например: весь двор Адриана, и весь двор Антонина, и весь двор Филиппа, Александра, Креза. Ведь Это было всегда одно и то же, только разыгрывалось разнымилицами.  Марк Аврелий Антонин

* Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии…

* Паучок, поймавший муху, уже гордится этим; а иной гордится тем, что словил зайчонка, или рыбешку сетью, или кабаненка, или медведей, или сарматов. Разве все они не разбойники, если разобраться в их побуждениях?

* Представь себе, что ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и остающееся время жизни, как доставшееся сверх ожидания, проводи согласно с природой. Оглянись на прошедшее: столько переворотов уже пережили государства! Можно предвидеть и будущее. Ведь оно совершенно в том же роде и не выйдет из ритма происходящего ныне. Поэтому и безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет или же десяти тысяч лет. Ибо что ты увидишь нового?

* Пусть не увлекает тебя ни чужое отчаяние, ни ликование.

* Самое главное, чтобы человек безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.

* Самыми убедительными доводами, которые всегда надо иметь в виду, пусть будут следующие два: первое — это то, что вещи не затрагивают души, они стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего внутреннего представления. А второе — это то, что все видимое тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен ты и сам уже был свидетелем — постоянно думай об этом. Мир — изменение, жизнь — восприятие.

* Свернись в себя самого.

* Самый презный вид молодушия — это жалость к самому себе.

* Смотри вглубь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.

* Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношениях. Ибо все они как бы переплетены между собой и поэтому в содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определенном порядке. Это объясняется непрерывностью движения, общей согласованностью и единством сущности.

Оцените статью
Cборник цитат и афоризмов
Adblock
detector