Локк Джон цитаты | Биография Труды Цитаты | RA-JA

Лучшее

Локк Джон биография

. Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшби (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни. Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В 1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г. вернулся на родину.

Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме». В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии.

Это знаменитое учение о «чистой доске», tabulа rаѕа. Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, Звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость. Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «Власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.

Локк Джон труды

Социально-политические взгляды Локка выражены в «Двух трактатах о государственном правлении», первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй — развитию теории конституционной парламентской монархии. Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, доказывая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и «федеративную» (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ниспровергать правительство.

В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости, лежащей в основе религиозной свободы. Хотя он и признает необходимость божественного откровения по причине конечности человеческого разума, но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате «Разумность христианства».

Локк Джон цитаты

d0bbd0bed0bad0ba-d0b4d0b6d0bed0bd-d186d0b8d182d0b0d182d18b-215x300-1

* В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью.

* Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое.

* Вероятность восполняет недостаток познания.

* Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную.

* Двадцать проступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.

* Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными, — благодаря воспитанию.

* Действия людей — лучшие переводчики их мыслей.

* Добродетель по большей части одобряют не потому, что она дана от рождения, а потому, что она полезна.

* Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил.

* Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным для нас благом завладел другой человек, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас.

* Значительную часть этики можно было бы построить с такой ясностью, которая мыслящему человеку оставляла бы так же мало оснований для сомнений, как мало их для сомнений в истинности доказанных ему математических предложений.

* Из рассмотрения нашей собственной личности и того, что мы безошибочно находим в своем собственном строении, наш разум приводит нас к познанию той достоверной и очевидной истины, что есть вечное, всемогущее и всеведущее существо. Не важно, будут ли называть его «Богом», очевидно само бытие его.

* Истина, подобно золоту, не бывает хуже от того, что ее недавно вынесли из рудника.

* Мужество — страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишен мужества, вряд ли может быть твердым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека.

* Мы все — своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, находящихся около нас.

* Нам не может не нравиться гуманное, дружеское, вежливое обхождение, где бы мы ни встречали его.

* Натура свободная и владеющая собой, не низменная и узкая, не надменная и дерзкая, не запятнанная каким-нибудь крупным недостатком, действует на каждого обаятельно.

* Насмешка — это наиболее утонченный способ выставить недостатки других.

* Никому еще не удавалось быть настолько хитрым, чтобы скрыть это свое качество.

* Ничто не проникает так незаметно и глубоко в душу человека, как пример: какую бы дурную черту люди ни проглядели в себе и ни прощали себе самим, она может внушать им только отвращение и стыд, когда выступает перед ними в других людях.

* Обладать авторитетом диктатора и заставлять других на веру принимать за врожденный принцип все, что может служить целям учителя, — это немалая власть человека над человеком.

* Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.

* Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе.

* От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

* Порок не в том, чтобы иметь желания, а в неумении подчинить их правилам разума; дело не в том, испытываете ли вы или не испытываете самих влечений, ав способности управлять ими и отказываться от них.

* Привычка к окружающим вещам уничтожает наше удивление, но не излечивает нашего невежества.

* Разум, подобно глазу, доставляя нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не дает никаких знаний о себе самом: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором расстоянии и сделать своим собственным объектом.

* Среди людей одинакового воспитания существует большое неравенство способностей.

* Хитрость есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямыми путями, она пытается их добиться плутовскими и окольными путями; и ее беда заключается в том, что хитрость помогает один раз, а потом только мешает.

Оцените статью
Cборник цитат и афоризмов
Adblock
detector