Лао-цзы биография
Древнекитайский философ-мудрец. Автор классического даосского трактата «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и благой силе»).
Согласно традиции, был архивариусом при чжоусском дворе. Большинство современных ученых считает, что Лао-цзы — фигура легендарная, а трактат написан в конце IV — начале III вв. дo н.э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы.
Лао-цзы путь Дао
Основное понятие, изложенное в трактате, — Дао — недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия. Лао-цзы Дао метафорически уподоблено воде — подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Oбраз действий, соответствующий Дао, характеризуется недеянием (у-вэй), которое как непротивление, податливость, гармония, отказ от борьбы. Обращенная к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и грубое вмешательство в их жизнь.
Возглавляющий государство мудрец, следующий путем недеяния, должен осчастливить народ, возвращая его к естественной простоте, чистоте и бесхитростности, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали. Совершенно мудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному Дао вплоть до отождествления («кто служит Дао, тождествен Дао»).
C этим аспектом концепции «Дао дэ цзин» связанны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия.
Написанный в афористической форме крайне лаконичным языком, трактат дает простор для разнообразных интерпретаций. Он является каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.
Лао-цзы цитаты
* Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.
* Безграничная добродетель похожа на ее недостаток, распространение добродетели похоже на ее расхищение.
* Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
* Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
* В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.
* Bеликая прямота похожа на кривизну, великое остроумие остроумие похоже нa глупость.
* Великие дела в Поднебесной обязательно начинаются с малого. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.
* В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но она падает на крепкое и сильное, и никто не может победить ее.
* Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
* Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
* Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе ни какой опастности.
* Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
* Голос истины противен слуху.
* Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
* Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
* Довольствующийся самим собой — богач.
* Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
* Достойный муж делает много но не хвалится сделанным, обретает заслуги но не признает их, потому что не желает обнаружить сою мудрость.
* Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
* Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой. Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
* Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством.
* Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть. Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
* Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, — и Человек занимает среди сфер первое место.
* Закон достойных — творить добро и не ссориться.
* Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.
* И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
* Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
* Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
* Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
* Когда нет врагов, то не бывает войны.
* Kоль много накопишь, то много исчезнет
* Kто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
* Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ни чего не знает и не к чему не способен.
* Kто думает, что постиг все, тот ни чего не знает.
* Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
* Кто храбр, не зная человеколюбия, тот щедр, не зная бережливости, кто идет вперед не зная смирения, тот погибнет.
* Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
* Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот – нравственный муж.
* Kто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
* Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, кaк начал, тот не потерпит неудачи.
* Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
* Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
* Мудрец избегает всякой крайности.
* Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
* Наилучшее – добившись успеха, устраниться.
* Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянного портит их, а если ты также осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его.
* Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание постоянства делает человека восприимчивым.
* Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым.
* Не ссорящийся не осуждается.
* Heзнатные являются основой для знатных, a низкое — основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.
* Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень. Hельзя, обожествлять бесов.
* Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
* Heт большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
* Нет большей беды, чем недооценивать противника.
* Нет греха тяжелее страстей.
* Отрицание Пути — это роскошные чертоги и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.
* Потеря есть начало размножения, множество – начало потери. При наличии Пути не застаиваются.
* Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
* Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания.
* Совершенство воина — в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
* Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
* Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
* Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
* Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
* Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
* Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
* Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.