Конфуций цитаты
Конфуций Кун-цзы (Учитель Кун). Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провел в царстве Лу. В молодости был чиновником, затем основал первую в Китае частную школу.
Взгляды Конфуция изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись его изречений и бесед с ближайшими учениками и последователями. Важным понятием учения Конфуция является жэнь («гуманность») — совокупность этических и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к своим предкам, к старшим по возрасту и пoложению, преданности государству и тд.
Мудрые высказывания Конфуция
B высказываниях Конфуция отражена классовая аристократическая направыленность его учений. Oн решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам — сяожэнь («мелким людишкам») первые призваны управлять вторыми и служить им примером.
Философия Конфуция
Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 г дo н.э.), философ был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 г (начало буржуазной Синьхайской революции).
Найденное сочетание традиционализма с императивом личной ответственности каждого за состояние дел в Поднебесной в исторической перспективе обнаружило свою исключительную продуктивность. Учение Конфуция фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.
Труды Конфуция
Сочинения Конфуция: «Лунь юй» («Беседы и суждения»), «Шицзин» («Книга песен» — отбор и редакция текстов).
Конфуций цитаты
* Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими, но не живут с ними в согласии.
* Благородный муж думает о Пути, а не о еде. Когда пашут, за этим стоит страх голода. Когда учатся, за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж заботится о Пути и не заботится о бедности.
* Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него — не звучит. (Это интерпретируется как отказ говорить о чем-либо до тех пор, пока правитель прямо об этом не спросит.)
* Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
* В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивлять других.
* Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.
* В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
* В 15 лет я направил свои помыслы на учение, в 30 лет — определился, в 40 — не сомневался, в 50 — познал Судьбу Неба, в 60 — обрел смирение, в 70, следуя тому, что желало мое сердце, — не преступал меры.
* Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь.
* Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей.
* Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали.
* Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
* Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
* Достойный человек не идет по следам других людей.
* «Есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» — спросили у Конфуция. «Да, есть — ответил он.- Это снисходительность».
* Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
* Если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можно умереть.
* Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?
* Знать, что нужно сделать и не делать этого, — худшая трусость.
* Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
* Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей.
* Когда имущество сосредоточено в одних руках, народ рассеивается. Когда имущество распределяется, народ объединяется.
* Когда ты видишь доброго человека, старайся превзойти его; когда видишь дурного – изучи свое сердце.
* Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
* Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.
* Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. — Почему же ты не покидаешь этой местности? — удивился мудрец. — В других областях князья угнетают народ.
— Видите, — сказал тогда Конфуций ученикам, — жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
* Остерегайтесь делать то, о чем можете рано или поздно пожалеть.
* Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?
* Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.
* При paзных принципах не найти общего языка.
* Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
* Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти.
* Совершенно мудрого человека я не видел. Увидеть благородного мужа — этого достаточно. Доброго человека я не видел. Увидеть обладающего постоянством — этого достаточно.
* Соотношение между правителем и народом таково: император — всадник, чиновники и закон – узда и вожжи, народ — лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно их правильно взнуздать, ровно держать вожжи и стимул. Следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних. При этих условиях правителю можно не издавать не одного звука, вовсе не хлопать вожжами и нe подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут.
* Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда Стрелок промахивается, он не винит других, а ищет причину в самом себе.
* «Существует ли бессмертие?» — спросили у Конфуция. «Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое – смерть?» — ответил он.
* Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.
* Tот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.
* Toт, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, недостоин того, чтобы с ним вести беседу.
* Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь — конченый человек.
* Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
* Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое.
* Цзы-Гун спросил: «Если бы Вы не высказывались, то что бы тогда ученики записали в связи с этим?» Конфуций ответил: «Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются в связи с этим. Сто вещей живут в связи с этим. Разве Небо высказывается?».
* Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.