Китайская философия даосизма и её особенности

Китайская философия даосизма и её особенности

Архив записей, Философия


Традиционно Китай всегда славился как страна веротерпимая и благодарно воспринимающая любые религии. Данное качество китайской религии и философии было заложено ещё давно, когда основными религиозными направлениями в Китае, имеющими глубоко философский оттенок, стали конфуцианство и даосизм.

Главные идеи даосизма

В общем понимании даосизм сложно назвать религией. В первую очередь — это именно направление китайский философской мысли, отражающее мировоззрение целого пласта поколений философов. Из-за того, что суть даосизма имеет глубоко национальные черты, свойственные именно китайскому мышлению, оно достаточно сложно воспринимается на Западе.

Основным фундаментом, на котором лежит вся система даосизма как философии — это понятие «дао», то есть в буквальном переводе «путь». Это путь не материальный, невозможно познать его и метафизически. В своем роде дао — обобщённое понятие всего сущего в мире, некий мировой закон, лишённый конкретной оболочки, особый способ постижения природы и природных законов.

Именно поэтому в даосизме считается, что постичь дао невозможно — к нему можно только приблизиться, так как нельзя достигнуть то, что по сути представляется небытием. Дао — это зарождение мира и его конец, уходящий в небытие через разрушение.

Такой путь есть у всего сущего на земле — самого Неба, человека, каждого животного и растения. Главная задача последователя даосизма — приблизиться к дао и тем самым впитать в себя великую сущность течения времени, соединить себя с окружающим миром в единой гармонии.

Основатели даосизма

Официально китайскими философами в качестве основателя философии даосизма считается великий мудрец Лао-Цзы, но дословно так и неизвестно его настоящее имя, так как с китайского его имя переводится как «Старый мастер», а биография пропитана столькими легендами и даже мистическими деталями, что многие исследователи сомневаются в том, существовал ли такой человек на самом деле, либо же под этим псевдонимом скрывался иной мудрец.

Одно из преданий рассказывает о том, что суть даосизма было открыто Небом великому Жёлтому Императору, возможно, именно поэтому в самой сути этого философского течения столько мистики, пришедшей из древних шаманистских культов, имевших место быть до появления конфуцианства.

Считается, что Лао-Цзы несколько лет проработал при дворе и разочаровался в конфуцианстве как главенствующей тогда религии. Дело в том, что суть конфуцианства подразумевает собой путь как некое следование законам государства, поведения и морали, то есть, оно строго регламентировало жизнь человека до самых мелочей. Конфуцианство поощряло письменность и учёность, в то время как сторонники даосизма отвергали такой путь как насилие над свободной человеческой личностью и излишнее закабаление человека, рождённого свободным для того, чтобы следовать за вселенским дао. Лао-цзы проповедовал естественность и призывал не иметь в себе ничего лишнего.

Основные концепции и принципы даосизма

Если самым главным итогом жизни для последователя даосизма было слиться со всеобщим вселенским потоком дао, то именно это и могло считаться целью жизни. Только так можно было обрести счастье. Для приобретения этого счастья через гармонию и приближение к дао необходимо было следовать нескольким постулатам и правилам:

— питание духа
— питание тела
— поиски эликсира бессмертия
— концепция недеяния

Питание духа вкратце объяснялось даосами как своего рода энергетическая подпитка живущих внутри каждого человека божественных духов, небесных сил, которые могли быть добрыми и злыми. Совершая добрые дела, человек подпитывал добрых, а злые же дела отравляли его дух негативом злых божественных сущностей.

Питание тела также подразумевало под собой несколько ступеней:

— собственно, пища — строжайшая диета с отсутствием мясного и круп
— физические упражнения — знаменитая укрепляющая гимнастика цигун
— дыхательные упражнения
— медитация
— сексуальные практики

Даосизм и его многообразие

Несмотря на расплывчатость понятия дао, являющегося основным в фундаменте даосской философии, сам по себе даосизм внёс неоспоримый вклад в развитие китайского общества, его науки, медицины, математики, и даже частично культуры (в виде создания множества мифов о чтимых даосами божествах, переросших в народные сказания).

Даосизм много веков искал эликсир бессмертия, экспериментируя с химией. Таким образом были сделаны величайшие открытия человечества — стекло, порох, фарфор.

Практикуя одну из мистических форм даосизма — геомантию (иначе — фен-шуй), даосы изобрели открыт компас. Суть геомантии состояла в поиске правильных и неправильных мест для постройки домов для живых и могил для мёртвых, для этого было необходимо определить верное расположение для будущей постройки относительно сторон света. Так даосы обнаружили свойства магнитной стрелки.

Вклад даосизма в традиционную китайскую медицину также не подвергается сомнению. Согласно мировоззрению последователей даосизма, тело человека наполняет жизненная энергия ци, часть которой ребёнок заимствует у матери, часть — от отца, а остальную он приобретает и накапливает с годами. Суть сохранения здоровья в организме состоит в поддержании нужного баланса жизненной энергии ци.

По мнению даосов, тело человека пронизывают несколько меридианов, каждый из которых регулирует свою группу органов. Поэтому правильно воздействуя на эти меридианы и соблюдая баланс преобладающих в организме человека пяти элементов — воды, земли, металла, воздуха и огня, — можно сохранить здоровье на долгие годы.

Даосизм положил начало дыхательной гимнастике цигун и боевому искусству ушу.

Добавить комментарий