святой

Как становятся святыми?

Архив записей

Святой убийца

Может ли святой в прошлом быть убийцей? Удивительный пример духовного преображения человека, казалось бы, безнадежного грешника, убийцы произошел в Египте в IV веке. Один знатный человек имел совершенно негодного раба. Этого раба звали Моисей, родился он в Эфиопии и был, как тогда говорили, мурином. То есть, проще говоря, негром, а выражаясь по современному, политкорректно, темнокожим афроегиптянином. Разумеется, его негодность была вовсе не в цвете кожи – когда это мешало рабу?! По всем своим физическим данным он, напротив, должен был быть прекрасным работником: высокого роста, богатырской силы, здоровья на четверых хватит. Но он успел так достать своего господина непослушанием и скверным поведением, что тот не знал, как от него избавиться. Однажды Моисей еще и совершил убийство. Это переполнило чашу терпения хозяина. Он не стал даже продавать негодного работника (видимо, опасаясь рекламаций со стороны покупателей), а просто выгнал его из дома, отпустив на все четыре стороны. Моисею только того и нужно было. Он, конечно же, не пожелал заняться честным трудом, а пристал к разбойничьей шайке, орудовавшей в тех местах. Те полюбили его за буйство и удаль, а также за огромную физическую силу. Все эти качества всегда ценятся в криминальном мире. Вскоре бывший раб стал «авторитетом» у разбойников и был избран атаманом этой организованной преступной группировки. Шайка Моисея прославилась своими разбоями, грабежами и кровопролитиями. Особой жестокостью отличался сам главарь. Досуг он проводил, как водится в этой среде, в пьянстве и блуде.

Преображение Моисея

Но вдруг что-то произошло.
Житие умалчивает, как именно совершилось чудесное обращение
Моисея к покаянию, но случилось, как в известной песне на стихи Некрасова: «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». И как в той же песне, Моисей в одночасье бросил свою банду и ушел в одну из обителей в египетской пустыне.

Когда монахи увидели у ворот обители разбойника (а Моисей был известным злодеем с говорящей репутацией), они пришли в смятение. Что можно ждать от такого человека и зачем он пожаловал? Моисей же просил принять его в монастырь и уверял что не причинит ни кому вреда. Однако настоятель монастыря был человеком опытным и мудрым, он строго настрого запретил отворят ворота. Моисею ни чего не оставалось — как сесть у ворот, под палящим солнцем, и ждать милости обитателей монастыря.

Два дня сидел Моисей без воды и пищи у ворот обители. Два дня испытывал настоятель (игумен) решимость и желание Моисея посвятить себя Богу. На третий день настоятель понял что его намерения серьезные и велел открыть ворота.

В монастыре бывший разбойник день и ночь молил Бога о прощении его грехов, проливая потоки слез. Он полностью отдал себя в послушание игумену и братии, ревностно выполняя всё, что ему поручали. Через некоторое время Моисей, благословясь у игумена, ушел вглубь пустыни, чтобы взять на себя особые отшельнические подвиги и в уединении и безмолвии очистить покаянием преступления, совершенные им прежде. Тут с ним произошел довольно курьезный случай. На его келью напали разбойники, промышляющие грабежами в египетской пустыне. И надо же такому было случиться (конечно, не без Промысла Божия), что эти четыре злодея были из той самой шайки, где раньше атаманствовал сам Моисей Мурин. Они не узнали его в монашеских одеждах, изменившегося от поста, бдений и трудов. Как уже было сказано, Моисей обладал непомерной физической мощью. Он легко скрутил бандитов, связал их по двое и, взвалив на могучие плечи, как снопы, отнес в монастырь. Свалив своих бывших подельников у церкви, он спросил у братии: «Что прикажите с ними делать?» Монахи решили отпустить грабителей на свободу, не отдавая властям предержащим и доверив их исключительно суду Божию. Разбойники, узнавшие, наконец, в связавшем их монахе своего бывшего предводителя и потрясенные таким братским отношением к ним со стороны иноков, прославили Господа. Принеся покаяние, они решили остаться в монастыре. Известно, что не только эти четверо, но и многие другие члены банды, где некогда верховодил Моисей, услышав о чудесной перемене жизни их начальника, о его искреннем покаянии, пришли потом в монастырь, чтобы очистить душу покаянием и
стать воинами Христовыми в иноческом образе.

Невозможное человеку, возможно Богу

Но страсти, греховные навыки, сладострастные помыслы, все то, что было в его прошлой буйной жизни, очень долго терзали инока Моисея. Особенно мучила его блудная страсть. По совету старца, подвижник изнурял тело тяжким трудом и пощением. Целые ночи в продолжение шести лет он простаивал на молитве, почти не смыкая глаз. Однако плотское страстное вожделение не отступало. Тогда он придумал другое средство. По ночам он обходил кельи пустынников, собирая пустые водоносы. А потом всю ночь наполнял их водой из колодца. Некоторые старцы имели жилища за четыре, а то и за шесть и даже за восемь километров от источника. Иные были настолько немощны, что уже не могли принести воду сами.

Диаволу были ненавистны такие подвиги, и он начал нападать на Моисея уже физическим образом. Однажды враг ударил его с такой силой по спине, что монахи нашли его у колодца едва живым. Он пролежал в расслаблении целый год. Наконец, после молитвы его духовного наставника старца Исидора и причащения Святых Христовых Таин плотские вожделения совершенно оставили его.

Демоны любодеяния, пьянства долгие годы бороли подвижника. За его борьбу, за великие подвиги и твердость Господь освободил его от искушений этими страстями. Он получил от Бога великую власть над бесами.

Теперь святому Моисею Мурину молятся те, кто страдает страстями блуда и винопития.

Проведя многие годы в монашеских подвигах, преподобный удостоился сана иеродиакона, а после был рукоположен и в иеромонахи. В пресвитерском сане он прослужил 15 лет и собрал около себя 75 учеников.

Святой Моисей Мурин

святой моисей муринКогда преподобному Моисею исполнилось 75 лет, ему было открыто от Бога, что на скит, где он жил с учениками, хотят напасть разбойники и убить всех насельников. Святой повелел братьям уйти из обители, чтобы спастись от убийц. Но ученики умоляли своего авву покинуть скит вместе с ними. С грустью посмотрев на них, Моисей ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнятся слова Господа моего Иисуса Христа: “Все, взявшие меч, мечом погибнут”
(Мф. 26: 52)».

Когда ушедшие монахи на следующий день вернулись в родную обитель, они нашли тела своего наставника и еще шестерых иноков лежащими в крови.

Эти шестеро не захотели покинуть своего старца и учителя и остались с ним до конца.

Возможно, кто-то скажет: «Да, конечно, случаи покаяния и чудесного духовного перерождения великих грешников были, но это все история Церкви, жития святых, “дела давно минувших дней, преданья старины глубокой”». И ошибется, потому что и в наше время можно наблюдать совершенно удивительные случаи покаяния людей и возрождения их к новой жизни.