IV век до нашей эры

IV век до н.э. | Афоризмы

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Самые известные афоризмы (IV век до нашей эры):

IV век до нашей эры…

Алфавитный указатель: «В» «Г» «Д» «Е» «Ж» «З» «И» «К» «Л» «М» «Н» «О» «П» «С» «Т» «У» «Х» «Ц» «Ч» «Э» «Я»

«А»

* А если следствия той и другой вещи плохие, тогда предпочтительнее та, из которой следует плохое в меньшей степени.

«Б»

* Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью.

* Бог свободен от добродетели и от порока.

* Благодарность приятна вовремя.

* Благородство нужно, чтобы друзьям служить.

* Блажен тот, кому повезет с верным другом.

* Бог совершает все, храня молчание.

* Богов любимцы умирают юными.

* Будучи юным, повинуйся старшим.

* Бывают случаи, когда методы правления прекрасны, а в стране смута; но с древности и до наших дней не было слышно, чтобы смута существовала при совершенном правителе.

* Благородный человек всегда более занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, другая — бессмертное.

* Боги живут в «междумириях».

«В»

* Ведь порочный человек натворит, наверно, в тысячу раз больше зла, чем Зверь.

* Воспитание — лучший припас к старости.

* Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше ее нет ни одной.

* Всякая добродетель есть середина между противоположными крайностями.

* Всякий в состоянии гневаться, и это легко, так же и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и нелегко делать это по отношению к тому, к кому следует, и на столько и когда следует, и ради чего и как следует.

* Всякий любит собственное творение больше, чем оно, оживши, полюбило бы его.

* Выдающаяся душа не чужда безумия.

* Великое несчастье — неумение переносить несчастья.

* В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина.

* Взаимная любовь скрепляется детьми.

* Власть придает словам отпечаток правды.

* Во вражде друг ни чем не отличается от врага.

* IV век до нашей эры

* Время залечивает все раны.

* Высокомерия нет гнуснее порока.

* Выявит друга время, как злато — огонь.

* B учении нет более удобного способа, чем личные встречи с учителем.

* Все вещи стремятся к себе подобным.

* Вот боярышник и груша, апельсиновое дерево и памела. Как только плоды созреют, их обирают, а обирая, оскорбляют: большие ветви ломают, маленькие обрывают. Из-за того, что полезны, они страдают всю жизнь и гибнут преждевременно, не прожив отведенного природой срока. Это происходит со всеми…

* В письме одному из своих слушателей Эпикур пишет: «Это я говорю немногим, а тебе, ведь мы друг для друга достаточная аудитория».

* Величайший плод ограничения желаний — свобода.

* Во всех занятиях плод с трудом созревает по их окончании, а в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение не следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно.

* Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу в следствие желания, и если не исполнится?

«Г»

* Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестья.

* Глубокий смысл в невысказанных словах.

* Гляди на женские нравы, но не подражай им.

* Гнев любящего недолог.

* Говорят, кто-то из друзей сказал Менандру: «Дионисии на носу, Менандр, а ты не написал комедии». Менандр же ответил: «Клянусь, я как раз написал. Комедия придумана, остается только стих и сочинение» .

«Д»

* Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.

* Для обладания добродетелями знание значит мало или вовсе ни чего.

* Да, время — лучший лекарь неизбежных зол.

* Да, слово — врач страданий человеческих.

* Даже во гневе тайны друга своего не открывай.

* IV век до нашей эры

* Для человека нет ничего хуже печали.

* Добрая жена в доме, как муравей, a злая как дырявая бочка.

* Добро говорящему, ничего враждебного слову его не предпринимай.

* Друга своего хваля, себя хвалишь.

* Дурной человек в речах познается.

* Душе израненной доброе слово — лекарство.

* Действия Неба обладают постоянством. Ясно сознающий различие между небесным и человеческим может быть назван высшим человеком. Совершающееся помимо человеческих деяний и получающееся помимо человеческих устремлений называется деятельностью Неба. А если ток, то высший человек, обладая глубоким рассудком, большими способностями и тончайшей наблюдательностью, не станет применять их здесь. Это называется не оспаривать деятельность Неба. Именно совершенно мудрый человек не стремится при помощи рассудка познать Небесное.

* Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими мы их себе представляем.

«Е»

* Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той женщины, которую ты себе выбрал в жены. Языкастая жена — это сущий ад.

* Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись богу, чтобы он скорее был растерзан зверьми или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.

* Если ты направился к другу в гости, то вид его детей еще до того, как ты зашел в дом, скажет тебе, почитаем ли ты своим другом. Если дети встретят тебя радостно, можешь быть уверен, что друг любит тебя и ты ему дорог. Но если его дети не вышли тебе навстречу, значит твой друг не желает тебя видеть. Тогда повернись и, не раздумывая, возвращайся домой.

* Если хочешь прожить без печали, не женись.

* Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко — сам окажешься в оковах.

* Если смириться со своей участью и покорится неизбежному, к вам не найдут доступа ни радость, ни печаль; в старину это называлось «освобождением из петли».

«Ж»

* Желая быть верным, имей и верных друзей.

* Женитьба — зло, но зло необходимое.

* Женские ссоры выжигают весь дом.

* Жить только для себя не значит жить.

«З»

* Завистник печален или по тому, что его самого постигло несчастье, или по тому, что кому-то другому повезло.

* Злая жена — навсегда печаль.

* Заниматься делом — это то, что ненавидят люди; заслуги и власть — это то, что они любят.

«И»

* И бедность, и богатство — это нарушение меры должного.

* Избегай неумеренности и в стремлении к славе, и в отклонении от неё.

* И быстро гаснет, быстро получив свое.

* IV век до нашей эры

* И в бурьяне бывает красивый цветок, и у простых людей — мудрое слово.

* И друзей, и недругов нужно судить равной мерой.

* И у богов, похоже, суд неправедный.

* Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь.

* Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе полную бутылку, в саду свежий цветок.

«К»

* Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад чем вперед.

* Кто проявляет себя в деятельности ума и почитает ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам.

* IV век до нашей эры

* Как-то раз Аристотелю сообщили, что кто-то заочно ругает его. Философ добродушно откликнулся: «Заочно пусть хоть бьет меня».

* Как великолепен человек, если это человек настоящий!

* Как из машины бог ты появляешься.

* Как можется, живем, а не как хочется.

* Когда ссорятся братья, не иди к ним и не пытайся их рассудить. Стой в стороне и не вмешивайся в их дела. Родные братья снова помирятся, а тебя возненавидят в сердце своем.

* Когда ты наполнил свой живот вином, удались прочь. Неужели чревоугодие не позволит тебе оставить собрание друзей?

* Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается.

* К словам, которые нельзя проверить, к действиям, которых не было раньше, к замыслам, о которых ранее ничего не было слышно, ко всему этому совершенный человек относится осторожно.

* Каждый человек что-то считает правильным — это одинаково свойственно и мудрому, и глупому. Однако то, что они считают , правильным отлично одно от другого; в этом и состоит различие между мудрым и глупым.

* Каким образом правителю легче всего добиться могущества, спокойствия в стране и славы и избежать слабости, опасностей и позора? Отвечаю: нет пути легче, чем выбрать себе достойного первого министра.

* Когда заботятся только о личной выгоде и забывают о чувстве долга, это называется величайшей подлостью.

* Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует.

* Кто не отдастся целиком делу, не будет иметь блестящих yспехов.

* Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.

* Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.

* Кто советует юноше хорошо жить, а старцу хорошо окончить жизнь, тот неразумен не только потому, что жизнь ему мила, но еще и потому, что умение хорошо жить и хорошо умереть — это: одна и та же наука. Но еще хуже тот, кто рассуждает в духе Феогнида: «Хорошо не родиться. Если ж родился — сойти поскорее в обитель Аида». Если он говорит так по убеждению, то почему не уходит из жизни? Ведь если это им твердо решено, то это в его власти. Если же он говорит в насмешку, то это глупо, потому что предмет совсем для этого не подходит.

«Л»

* Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

* IV век до нашей эры

* Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает.

* Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем.

* Любовь растет от ожиданья долгого.

* Люди иногда сами своими словами накликают на себя беду.

* Люди любят и ненавидят одни и те же вещи, но желающих много, a вещей мало.

* Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым.

* Люди обижают друг друга либо из ненависти, либо из зависти, либо из презрения; но мудрец с помощью разума становится выше этого. Раз достигнув мудрости, он уже не может впасть в противоположное состояние даже притворно. Он больше, чем другие, доступен страстям, но мудрости его они не препятствуют.

* Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

«М»

* Метафора — это отличительный признак гения, ибо способность создать хорошую метафору есть способность распознать сходство.

* Можно ли назвать, счастливым того, чьё потомство презренно?

* Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

* Мгла солнцу наносит вред, а распутная жена имуществу мужа своего.

* Многие — угощенью друзья, а не дружбе.

* Много вина – мало ума.

* IV век до нашей эры

* Множимое языками причиной бывает бед.

* Молчание может быть самым тяжким обвинением.

* Мы все умны, когда дело идет о том, что бы давать советы, но когда надо избегать промахов, мы не более как дети.

* Музыка глубоко проникает в сознание человека, быстро изменяет его; поэтому: ванны-предки предусмотрительно делали музыку красивой. Когда музыка гармонична и спокойна, в народе царит согласие и благопристойность.

* Мудрец один способен верно судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.

* Мудрый не может превратиться в безмозглого.

* Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.

«Н»

* Наблюдая за достойным человеком, судят о нем по его делам, поскольку иначе невозможно обнаружить, какому выбору он следовал. А если бы можно было непосредственно видеть совесть человека и его стремление к прекрасному, то его сочли бы добродетельным и без дел.

* Нам хорошо иногда, богу — вcегда.

* Начало – это, по всей видимости, больше половины всего дала.

* Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.

* Не хорошо многовластие: один да будет властитель.

* Не цель бывает предметом решения, а средства к цели.

* Не следует бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости.

* He будь сварливым и неуживчивым, такие люди не когда не выходят из нищенского состояния.

* Не во всем и не всем нужно верить.

* Не избегай друга, в беде находящегося.

* Не исследуй темного, если ты пренебрег ясным.

* Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.

* Не речью убеждают, а характером.

* Не радуйся кончине врага, ибо все люди смертны и ждет их дом вечности. Если есть у тебя враг, не моли бога о его кончине, ибо, умерев, он ускользнет от всех земных зол. Молись, чтобы он обеднел, остался жив и всю жизнь стонал от горя.

* Не следует ежедневно есть хлебу того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он ничего не тратит специально для тебя, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести.

* Необдуманно вырвавшееся слово также трудно удержать, как брошенный камень,

* Heт в мире ни чего отважнее глупости.

* IV век до нашей эры

* Heт ничего смелee словa.

* Нет ничего ужаснее гнева.

* Никакого порока нет злее клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.

* Никакое добро не лучше друга.

* Никогда не обвиняй ложно жены своей.

* Никогда не помни прежних обид.

* Никто не хочет быть в родстве с нищим.

* Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

* Не преклоняйся перед прошлым, не скорби о будущем, не предавайся беспокойным мыслям! Когда наступит подходящий момент — действуй.

* Не слышать о чем-то — хуже, чем слышать это; слышать о чем-то — хуже, чем видеть это в действии. Учение доходит до предела и завершается в действии.

* Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания!

* Не поступай в услужение к славе, не становись сокровищницей замыслов, не давай делам власти над собой, не покоряйся знанию.

* Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

* Нагибайся только затем, чтобы поднять павших.

* Начало всего и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому оно дороже философии.

* Haчало корень всякого удовольствия — удовольствие чрева, даже мудрость и прочее имеют к нему отношение.

* Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

«О»

* Однажды Аристотеля упрекнули в том, что он подал милостыню человеку дурного нрава, на что ученый заметил: «Я подаю не нраву, а человеку».

* Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице.

* IV век до нашей эры

* Обилие выпитого вина ведет к болтливости.

* Ошибки совершать всем людям свойственно.

* Орхидея сама по себе ароматна, но если опустить ее в мочу, то совершенный человек не подойдет к ней, а простые люди не будут носить ее на поясе. Это объясняется не тем, что орхидея по своим качествам нехороша — отвратительна моча, в которую ее опустили. Поэтому совершенный человек предпочитает жить в хорошем месте, а дружбу заводить лишь среди людей образованных. Все это он делает для того, чтобы оградить себя от лжи и подлости и сблизиться с честными, прямыми людьми.

* «Одобрение и порицание — вот что я называю человеческими наклонностями, — сказал однажды Чжуан-цзы. 一 Я называю человеком без человеческих наклонностей того, кто не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя и следует тому, что само по себе таково, и не пытается улучшить то, что дано жизнью».

* Один мудрец другого не мудрее.

«П»

* Паче всего приучись сдерживать язык.

* Плохой муж — горше смерти.

* Побеждает всегда подстрекатель.

* Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.

* Презирай распущенных людей, закосневших в пороке. Их нельзя исправить, как нельзя обуздать ветер.

* Предание гласит: «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть».

* Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

* Проживи незаметно.

«Р»

* Решив жениться, расспроси соседа уже женатого.

* Родителей всегда почитай наравне с богом.

* Редко судьба препятствует мудрому.

«С»

* Серьезное разрушается смехом, смех — серьезностью.

* Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.

* IV век до нашей эры

* Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.

* Совесть — это правильный суд доброго человека.

* Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины.

* Справедливость есть приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, поступкам и желанию справедливости.

* Счастливы камни, из которых сложены жертвенники, потому что их чтят, между тем как их сотоварищи попираются ногами.

* С шуткой обращайся осторожно. Ты, возможно, будешь понят ложно.

* Самомнение — помеха успеху.

* Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое.

* Старость Бион называл пристанищем для всех бедствий, потому что все несчастья скапливаются к этому возрасту.

* Скитальца и нищего встретив, не обходи.

* Со временем всякая правда обнаружится.

* Соображаешь слабо, крепко выпивши.

* Способно мудрое слово печаль врачевать.

* Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.* К словам, которые нельзя проверить, к действиям, которых не было раньше, к замыслам, о которых ранее ничего не было слышно, ко всему этому совершенный человек относится осторожно.

* Ссоры любящих длятся не долго.

* Старость не высмеивай — ведь ты идешь к ней.

* C тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

* Сердце никогда не бывает не наполненным и, однако, обладает тем, что называется пустотой. Когда то, что уже наполнило сердце, не вредит тому, что им будет воспринято, это называется пустотой.

* Смерть наступает один раз, человек не возвращается.

* Совершенный человек осторожен в выборе своего места.

* Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.

* Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться веми остальными способностями и никогда не переставать изрекать глаголы истинной философии.

* Cовсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.

* IV век до нашей эры

* Смертный, скользи по жизни, но не напирай на нее.

«Т»

* Тверже тот, кто побеждает желания.

* То, что человек есть в возможности, его творение являет в действительности.

* Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя считать нравственно прекрасным. Xopош и прекрасен тот, для кого все хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как богатство и власть.

* Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.

* Тревожнее живется тому, кто больше всего жаждет благоденствия.

* Тех избегай, кто откровенен в словах.

* Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот кто родит.

* Тот, кто потерял любимого человека не должен впадать в отчаяние. Сильно страдая, он только себя истязает, а покойнику нет от этого не какой пользы. Тот, кто умен, со слезами провожает умершего на кладбище, но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь. Он вспоминает, что и сам смертен, что и ему уготована та же участь.

«У»

* У кого есть друзья, у того нет друга.

* Уничтожение одного есть рождение другого.

* Уродливая жена будет тебе наказанием, красивая — общим достоянием.

* IV век до нашей эры

* Умеющий гнев сдержать позорных дел никогда не совершит.

* Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания. Тот же, кто бросает обучение, — тот зверь.

«ф»

* Философия, или любомудрие, заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется, обладающие знанием проводить время в созерцании получают больше удовольствия, нежели те, кто эти знания ищет.

«Х»

* Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.

* Хорошую жену не легко сыскать.

«Ц»

* Царство красоты может быть уничтожено одним волоском.

«Ч»

* Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если живет без законов и справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

* Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти.

«Э»

* Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.

«Я»

* Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.

* Я пробовал целый день размышлять, но не получили того, что дало бы даже кратковременное учение. Я пробовал глядеть вдаль, поднявшись на цыпочки, но не увидел того простора, который видно с высоты. Когда стоишь на высоком месте и машешь кому-либо рукой, рука не становится от этого длиннее, однако ее видно издалека. Если крикнуть по направлению ветра, голос не станет от этого сильнее, однако слушающий услышит его очень отчетливо. Если ехать в повозке, запряженной лошадьми, то ноги не станут от этого быстрее, однако можно преодолеть расстояние в тысячу ли. Если плыть в лодке, от этого не станешь лучше плавать, однако можно переплывать большие и малые реки. При рождении приличный человек не отличается от других. Он отличается от остальных тем, что умеет опираться на вещи.

Все авторы IV века до нашей эры:

Аристотель
Бион Борисфенит
Менандр
Сюнь-цзы
Чжуан-цзы
Эпикур

Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print