Иоанн (Иоанн-Мансур) Дамаскин

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Иоанн Дамаскин (Иоанн-Мансур) (ок. 675 — до 753 гг.)

Иоанн ДамаскинИоанн Дамаскин — великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку.

Сначала Иоанн Дамаскин служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.

Иоанн Дамаскин был исключительно одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкві. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли — все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.
С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в сборниках «Типикон» и «Октоих».

Иоанн Дамаскин еще более известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о еpеcях» и «Точное изложение православной веры».

Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.

С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.

Согласно его теории можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. — Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую их чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре. Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери — Богоматерь Троеручица.

Цитаты Иоанна Дамаскина

* Алчная душа всем злым делам начало.

* Бессильными врагов своих всегда называют глупые.

* Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в терне; лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя.

* Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку. прикрывать нищету свою перед друзьями.

* Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.

* Во время испытания стекаются все беды.

* Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи — ученых, скверные — не скверных, а испорченные — хороших.

* Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл.

* Даже когда враг бессилен, мудрый царский первосоветник не позволяет царю идти на бой, если можно миром уладить.

* Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словесная
неисцелима, ведь она попадает в самое сердце.

* Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.

* Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе.

* Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям.

* Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого.

* Затевающие войну сами попадают в свои сети.

* Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.

* Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением.

* Кормить врагов весьма похвально.

* Кто довольствуется малым, живет беззаботной жизнью.

* Кто не довольствуется малым, а устремляет свои взоры на многое и дальнее, не задумываясь о причинах и следствиях, добьется того же, чего мухи: им ведь недостаточно, чтобы летать на цветы и деревья, вот и оказываются они задавлены, влетев порою в слоновые уши.

* Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами.

* Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.

* Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.

* Многие сильные побеждены бывают немощными.

* Мудрость и многомощных побеждает.

* Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.

* Мудрый от разума бодр, а безумный от неумия пьян.

* Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы.

* Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.

* Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.

* Не следует пренебрегать четырьмя вещами: огнем, болезнью, врагом, долгом.

* Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа.

* Нет ничего сильнее хорошего совета и ничего вреднее скверного дела.

* Нужно, чтобы владыки не презирали малых, которые под ними: ведь малые уже не малые, когда полезны великим.

* Одухотворенный и щедрый муж хоть и недолго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет.

* Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный — всегда опускаться. Ведь очень трудно снизу забраться наверх, но сверху спускаться легко, не то что восходить.

* Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

* Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться.

* Среди мудрых нет чужаков.

* Терпение и смирение нужно иметь и для мира, и для войны.

* Тот, кто смешивает драгоценные камни и жемчуг с оловом, больше бесчестит себя, чем жемчуг.

* Удаляйся от коварного человека, даже если вы в родстве или близки с ним.

* Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом.

* Хоть и много в царском дому мышей, но нет в них нужды, пусть и близко они; птица же по имени сокол хоть и дика, но за свойства свои призывается, принимается и на царской руке сидит.

* Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.

* Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья — в беде.

>> Иоанн Дамаскин

Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древний Рим за XX минут

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print