Иоанн Дамаскин (Иоанн-Мансур). Великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку.
Сначала Иоанн Дамаскин служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.
Иоанн Дамаскин был исключительно одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкві. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли — все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.
С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в сборниках «Типикон» и «Октоих».
Иоанн Дамаскин еще более известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о еpеcях» и «Точное изложение православной веры».
Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.
С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.
Согласно его теории можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца. — Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую их чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре. Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери — Богоматерь Троеручица.
Иоанн Дамаскин цитаты
* Алчная душа всем злым делам начало.
* Бессильными врагов своих всегда называют глупые.
* Благоразумного и красноречивого мужа до беседы с ним не всегда и заметишь: как и огонь, скрытый в терне; лишь когда выйдет наружу, производит на воздухе пламя.
* Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.
* Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.
* Во время испытания стекаются все беды.
* Всегда ненавидят безумные мудрых, неучи — ученых, скверные — не скверных, а испорченные — хороших.
* Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадет в ров, который вырыл.
* Даже когда враг бессилен, мудрый царский первосоветник не позволяет царю идти на бой, если можно миром уладить.
* Дерево, даже и подрубленное топором, снова срастается, и рана от стрелы излечивается и зарастает. Но стрела словеснаянеисцелима, ведь она попадает в самое сердце.
* Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.
* Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе.
* Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям.
* Если мудрый человек оказывается в несчастье, он покоряется даже ничтожным, пока не достигнет желаемого.
* Затевающие войну сами попадают в свои сети.
* Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине.
* Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением.
* Кормить врагов весьма похвально.
* Кто довольствуется малым, живет беззаботной жизнью.
* Кто не довольствуется малым, а устремляет свои взоры на многое и дальнее, не задумываясь о причинах и следствиях, добьется того же, чего мухи: им ведь недостаточно, чтобы летать на цветы и деревья, вот и оказываются они задавлены, влетев порою в слоновые уши.
* Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами.
* Кто стремится к добру, должен быть готов терпеть зло.
* Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками.
* Многие сильные побеждены бывают немощными.
* Мудрость и многомощных побеждает.
* Мудрый знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему учился.
* Мудрый от разума бодр, а безумный от неумия пьян.
* Не вверяй своей тайны тому, кто угощает тебя, прежде чем не узнаешь его верности и дружбы.
* Не заботься о богатстве, человек многоумный почтен и без богатства.
* Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя.
* Не следует пренебрегать четырьмя вещами: огнем, болезнью, врагом, долгом.
* Нет большего удовольствия в мире, чем дружеская беседа.
* Нет ничего сильнее хорошего совета и ничего вреднее скверного дела.
* Нужно, чтобы владыки не презирали малых, которые под ними: ведь малые уже не малые, когда полезны великим.
* Одухотворенный и щедрый муж хоть и недолго проживет, но к долгожителям причисляется, а тот, кто житейской суетою и убогостью существует, кто не способен ни себе, ни другим пользы принести, тот кратковечен и несчастен будет, даже если и до глубокой старости доживет.
* Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный — всегда опускаться. Ведь очень трудно снизу забраться наверх, но сверху спускаться легко, не то что восходить.
* Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.
* Пока нет войны, усмирять врагов нужно дарами; если же ополчились они на тебя, нельзя уклоняться.
* Среди мудрых нет чужаков.
* Терпение и смирение нужно иметь и для мира, и для войны.
* Тот, кто смешивает драгоценные камни и жемчуг с оловом, больше бесчестит себя, чем жемчуг.
* Удаляйся от коварного человека, даже если вы в родстве или близки с ним.
* Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом.
* Хоть и много в царском дому мышей, но нет в них нужды, пусть и близко они; птица же по имени сокол хоть и дика, но за свойства свои призывается, принимается и на царской руке сидит.
* Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость.
* Храбрый испытывается в скорбное время, а верные друзья — в беде.