Гераклит Эфесский

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Гераклит Эфесский (из Эфеса) (ок. 535 — 475 гг. дo н.э.)

гераклит эфесскийГераклит Эфесский — древнегреческий философ-материалист, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. Первоначалом всего сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения, учения о “логосе”, который истолковывался им как “Бог”, «судьба», “необходимость”, “вечность”. Ему принадлежит знаменитое изречение «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Наряду с Пифагором и Парменидом Гераклит определил основы античной и всей европейской философии. Гераклит рассматривал самобытие как тайну, загадку. Коренной житель Эфеса, он принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему к Эфеса Aндроклу. Благодаря происхождению обладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако в то время власть в Эфесе уже не принадлежала аристократам. Философ не участвовал в общественной жизни, отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался о городских порядках и презрительно относился к «толпе». Законы города считал столь безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые, заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах. Гераклит Эфесский не покидал Эфеса и ответил отказом на приглашения афинян и персидского царя Дария.

Главный труд философа — книга «О природе» сохранилась в отрывках. Она состоит из трех частей: о природе, о государстве и о боге, и отличается оригинальностью, образностью и афористичностью языка. Основная идея заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Bce подобно движению реки, в которую невозможно войти дважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние. Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение, он живет своей смертью Гераклит ввел новое философское понятие — логос (слово) подразумевая под этим принцип разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал. Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек. Традиция сохранила образ Гераклита — одинокого мудреца, презиравшего людей (и тех, кто славился мудростью) за непонимание того, что они сами говорят и делают.

Его изречения часто подобны фольклорным загадкам или словам оракула, который, по словам Гераклита, «…и не говорит, и не утаивает, а подает знаки». Полагают, что, написав свое сочинение нарочито темно и отдав его на хранение в храм Артемиды, Гераклит Эфесский будто бы хотел уберечь его от невежественной толпы. Изречения Гераклита обнаруживают продуманное строение, особую поэтику. Они насыщены аллитерациями, игрой слов, характерных для строя внутренней речи, обращенной не столько к другим, сколько к себе, готовой к возвращению в стихию мыслящего молчания.

Быть по Гераклиту, значит постоянно становиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та же самая река несет новые и новые воды. Другой метафорой бытия оказывается у Гераклита горение, огонь. Единое бытие разгораясь бытием, гаснет в его единстве. Еще одна метафора того же самого — игра: каждый раз новая партия все той же самой игры.

Цитаты Гераклита

* Всем людям свойственно познавать себя и мыслить.

* Война — отец всех вещей, отец всего.

* Глаза — свидетели более точные, нежели уши.

* Душа спящего подобна пауку посреди паутины, она тотчас стремится в задетую часть тела, и человек пробуждается.

* Если бы у слепого спросили, что такое зрение, то он ответил бы, что это слепота.

* Иногда и куча сора, рассыпанная наудачу, может дать нечто Прекрасное.

* Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше.

* Когда мы живем, души наши мертвы, когда мы умираем, они оживают.

* Любит природа скрываться.

* Многознание уму не учит.

* Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.

* Мудрость заключается в одном: познавать мысль, как то, что правит всем и во всем.

* Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней.

* Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

* Не делайте поспешных заключений в важнейших делах.

* Нужно, чтобы люди, занимающиеся философией, о многом были хорошо осведомлены.

* Один для меня — десять тысяч если он наилучший.

* Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно — то, изменившись, есть это.

* Pоком я называю порядок и последовательность причин, когда одна причина, связанная с другой, порождает из себя явление.

* С гневом бороться трудно: за все, что он хочет, жизнью платишь. Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.

* Te, кто, слушая, не понимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «Присутствуя, они отсутствуют».

* То, что самый испытанный мудрец знает и соблюдает, есть только мнение…

* Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает.

* Человеческие мысли — детские игры.

Все авторы VI века до н.э.

Анахарсис
Гераклит Эфесский
Клеобул из Линда
Конфуций
Лао-цзы
Пифагор
Феогнид
Эпименид
Эсхил

Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут

Поделитесь с друзьми
Share on Facebook
Facebook
0Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print