Французский писатель-моралист. Участвовал в дворцовых интригах против кардинала Ришелье. В своих «Мемуарах», освещающих события 1624-1652 гг., выступал противником абсолютизма. Главное сочинение Ларошфуко — «Размышления, или Моральные изречения и максимы» — философский итог его наблюдений над нравами французского общества.
Главными движущими силами поведения человека считал себялюбие и эгоистический расчет («интерес»). Эта идея, высказанная Т. Гоббсом и весьма распространенная у многих мыслителей той эпохи, приобретает у писателя особую новизну благодаря его тонкому психологическому анализу нравов французской аристократии и, прежде всего, тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с помощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этическими идеалами. Ларошфуко — мастер афористического стиля.
Франсуа де Ларошфуко цитаты
* В обществе мы часто имеем успех благодаря нашим недостаткам, а не нашим достоинствам.
* В характере человека больше изъянов, чем в его уме. Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее других.
* Восхвалять Государей за достоинства, которыми они не обладают, значит безнаказанно наносить им оскорбление.
* Все добродетели теряются в расчете, как реки в море.
* Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
* Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.
* Даже самые разумные люди разумны лишь в несущественном; в делах значительных разум обычно им изменяет.
* Если судить о любви по обычным ее проявлениям, то она больше похожа на вражду, чем на дружбу.
* Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.
* Желание вызвать жалость или восхищение — вот что нередко составляет основу нашей откровенности.
* Изысканность ума сказывается в умении тонко льстить.
* Иные люди похожи на песенки: они быстро выходят из моды.
* Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
* К старости недостатки ума становятся все заметнее, как и недостатки внешности.
* Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит.
* Как бы ни кичились люди величием своих деяний, последние часто бывают следствием не великих замыслов, а простой случайности.
* Как мы можем требовать, чтобы кто-то сохранил нашу тайну, если мы сами не можем ее сохранить?
* Каким бы тяжелым позором мы себя ни покрыли, у нас почти всегда остается возможность восстановить свое доброе имя.
* Когда великие люди наконец сгибаются под тяжестью длительных невзгод, они этим показывают, что прежде их поддерживала не столько сила духа, сколько сила честолюбия, и что герои отличаются от обыкновенных людей только большим тщеславием.
* Короли чеканят людей, как монету: они назначают им цену, какую заблагорассудится, и все вынуждены принимать этих людей не по их истинной стоимости, а по назначенному курсу.
* Крушение всех надежд человека приятно и его друзьям, и недругам.
* Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.
* Любовь одна, но подделок под нее тысячи.
* Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло.
* Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
* Люди редко бывают довольны теми, кто от их имени вступает в деловые переговоры, так как посредники, стараясь стяжать себе добрую славу, почти всегда жертвуют интересами своих друзей ради успеха самих переговоров.
* Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне.
* Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой — завоевать любовь народа.
* Миром правит судьба и прихоть.
* Мудрость для души то же, что здоровье для тела.
* Мы все имеем достаточно силы, чтобы переносить чужое несчастье.
* Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.
* Мы любим больше сам факт дарения, чем тех, кому мы дарим.
* Мы не можем вторично полюбить тех, кого однажды действительно разлюбили.
* Мы редко до конца понимаем, чего в действительности хотим.
* Мы скорее пожертвуем своим состоянием, чем поступимся своим мнением.
* На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.
* Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами.
* Не доброта, а гордость обычно побуждает нас читать наставления людям, совершившим проступки; мы укоряем их не столько для того, чтобы исправить, сколько для того, чтобы убедить в нашей собственной непогрешимости.
* Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад.
* Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.
* Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.
* Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
* Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.
* Нужно иметь большой ум, чтобы уметь не показывать своего умственного превосходства.
* Одна из причин того, что умные и приятные собеседники так редки, заключается в обыкновении большинства людей отвечать не на чужие суждения, а на собственные мысли.
* Очарование новизны в любви подобно цветению фруктовых деревьев: оно быстро тускнеет и больше никогда не возвращается.
* Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.
* Пороки входят в состав добродетелей, как яды входят в состав лекарств.
* Порою из дурных качеств складываются великие таланты.
* Почти все люди охотно расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательно за немаловажные, но почти никто не испытывает благодарности за крупные.
* Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.
* Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинству жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством.
* Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных.
* Радости и несчастья, которые мы испытываем, зависят не от размеров случившегося, а от нашей чувствительности.
* Себялюбие наше таково, что его не перещеголяет никакой льстец.
* Сильно мешает быть умным усердное стремление выказываться таким.
* Слава великих людей всегда должна измеряться способами, какими она была достигнута.
* Страсти — это единственные ораторы, доводы которых всегда убедительны.
* Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи.
* Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные.
* Только у великих людей бывают великие пороки.
* Тот, кого разлюбили, обычно сам виноват, что вовремя этого не заметил.
* Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.
* Трудно дать определение любви; о ней можно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума — внутреннее сродство, а для тела — скрытое и утонченное желание обладать, после многих околичностей, тем, что любишь.
* У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости.
* У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.
* Увы, нам дают советы, но только не дают разума ими пользоваться.
* Удивление намечает предел наших познаний и доказывает часто не столько совершенство вещей, сколько несовершенства нашего ума.
* Уклонение от похвалы — это просьба повторить ее.
* Ум и сердце человека, так же как и его речь, хранят отпечаток страны, в которой он родился.
* Ум служит нам порою для того, чтобы смело делать глупости.
* Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией.
* Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.