философия востока

Философия Востока

Архив записей, Философия

Философия Востока

Восточные философские школы, такие как индуизм, джайнизм, буддизм, даосизм, устанавливались и развивались более трёх тысяч лет. Все это время они серьёзно и основательно влияли на мировоззрение представителей востока.

Основой восточной философии являются: строгое выполнение обрядов церемониала, сексуальность, поведение человека, доброжелательное отношение к другому человеку, к природе, познание истоков мироздания и человеколюбие. Восточная традиция исходя из этого становится своеобразным камнем преткновения, поскольку возникает вопрос правомочия определения её как философского учения.

Философия индуизма

Философский смысл индуизма берет свои корни из глубины веков и представляет собой интерес, объединяющий в себе аспекты многих традиций и вероучений. Индуизм можно определить, как сочетание общественной позиции, религии, метафизических течений.

Главными этапами развития этого философского течения являются:

1. Эпоха создания ранних вед. Установление норм общественной жизни, целью которой есть гармония и счастье.

2. Второй век до Рождества Христова, определение шести основных школ индуистской философии.

3. Введение понятия «бхакты», которое означает любовь к личному божеству.

Йога – философия

Йога – философская дисциплина тела и духа, ведущая к полному освобождению. Основоположник течения – Патанджали, составивший древнее руководство по технике йоги. Последователь концепции обожания личного божества. При этом бог Ишвара не может называться Творцом всего материального мира.

Йога требует от человека внутреннюю дисциплинированность, процесс усовершенствования самого себя проходит в восемь этапов:

1. Воздержание.

2. Соблюдение базовой основы Яма и Нияма.

3. Физические упражнения.

4. Ритмический баланс в дыхательном цикле.

5. Направление сознания внутрь.

6. Сосредоточенность внимания.

7. Чувственная ступень познания предмета.

8. Глубокая медитация.

Восьмой, последний этап в идеале должен увенчаться освобождением от физических оков и граней, после чего разум растворяется в Абсолюте.

Развитие философии востока

В вопросе развития философской мысли важное место занимают XIX — XX века. Именно в этот период страны Востока находились в некой изоляции от стран Запада. Так и сложилось, что народы, долгое время существовавшие в фактически разных цивилизациях, развивавшиеся в рамках собственных традиций, впервые имели возможность объединить столь разные культуры и философские достижения.

Две основные причины спровоцировали этот процесс – кризис внутренних традиционных систем, и экспансия с запада. Именно поэтому ХХ век для философии Азии есть не что иное, как её пробуждение. Прежде всего это касается социально-политической сферы, а также религиозно-философской. Это эпоха решения судьбоносных вопросов для стран Ближнего и Дальнего Востока, Средней Азии, которые почти одновременно начали выход из застойного состояния, кризиса, обременявшего регион веками, устарелые традиции и отсталость сменялись национальными идеями, независимостью и культурной идентичностью. Общественная мысль бросила все усилия на формирование мощнейшей идеологии национализма.

Общественная жизнь характеризуется просветительскими движениями, которые стали первыми вестниками становления национализма. Просветители заинтересованы в возрождении национальной идеи, притяжения соотечественников к национальным достижениям, в то же время не забивали об ознакомлении их с «новой» западной культурой. Последствием этого стало возникновение полемики об соотношении национального и западного.

Мнения поляризировались в зависимости от точек зрения. То есть, имело место неприятие всего западного в сочетании с возвышением собственной культуры. С другой стороны, нигилизм в связи с собственной философией и заимствование западных достижений просуществовало очень короткое время, и, к тому же, не было распространено географически. Ни одна из полярных позиций в обществе не укоренилась. Напротив, реформаторский подход, некий компромисс между ними, оказался преобладающим в обществе, будучи более реалистичным и перспективным. Суть его заключается в уважении и трезвой критической оценке «своего» на фоне признания неоспоримой важности достижений западной цивилизации.

Добавить комментарий