Эразм Роттердамский цитаты | Биография Труды | RA-JA

Лучшее

Эразм Роттердамский цитаты. Один из наиболее выдающихся гуманистов. Родился в городе Роттердаме (нынешние Нидерланды). Настоящее имя Герхард Герхардс.

Раннее сиротство, незаконнорожденность заранее закрывали ему всякую общественную карьеру, и юноше оставалось лишь удалиться в монастырь; после некоторых колебаний он это и сделал. Несколько лет, проведенных Эразмом в монастыре, не пропали для него даром. Монастырская жизнь оставляла любознательному монаху много свободного времени, которое он мог употребить на чтение любимых им классических авторов и на совершенствование в латинском и греческом языках.
Даровитый молодой монах, обративший на себя внимание выдающимися познаниями, блестящим умом и необыкновенным искусством владеть изящной латинской речью, скоро нашел себе влиятельных меценатов.

Эразм Роттердамский книги

Благодаря последним Эразм мог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма. Прежде всего, он попал в Камбре, потом в Париж. Здесь Эразм издал свое первое крупное сочинение — «Adagia», сборник изречений и анекдотов различных античных писателей. Эта книга сделала его имя известным в гуманистических кругах всей Европы.

Во время путешествия по Англии он сдружился со многими гуманистами, в особенности с Томасом Мором, автором «Утопии». Вернувшись из Англии в 1499 г., Эразм некоторое время ведет кочевую жизнь: Париж, Орлеан, Роттердам. После нового путешествия в Англию в 1505—1506 гг. Эразм получил, наконец, возможность побывать в Италии, куда давно влекло его гуманистическую душу.

Университет Эразма Роттердамского

Туринский университет поднес ему диплом на звание почетного доктора богословия; Папа в знак особого своего благоволения к Эразму дал ему разрешение вести образ жизни и одеваться сообразно обычаям каждой страны, где ему приходилось жить. Во время очередного путешествия была написана знаменитая сатира «Похвала Глупости». Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру.

Эразм остановил свой выбор на Кембридже, где в течение нескольких лет преподавал греческий язык в качестве одного из редких в ту пору знатоков этого языка, а также читал богословские курсы, в основу которых им был положен подлинный текст Нового Завета и труды отцов Церкви.

В 1513 г. Эразм отправился в Германию, но в 1515 г. опять вернулся в Англию. В следующем году он вновь перекочевал на континент, теперь уже навсегда.

На этот раз Эразм нашел себе могущественного мецената в лице короля Испании Карла I (будущего императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга). Последний пожаловал ему чин королевского советника, не связанный ни с какими реальными функциями, даже с обязанностью пребывания при дворе. Это создало Эразму вполне обеспеченное положение, избавлявшее его от всяких материальных забот, и предоставило возможность всецело отдаться своей страсти к научным занятиям.

Новое назначение не требовало от Эразма изменить своей непоседливости, и он продолжает кочевать по Брюсселю, Антверпену, Фрейбургу, Базелю. Лишь в последние годы жизни он окончательно обосновался в Базеле, где и умер в ночь с 11 на 12 июля 1536 г.

Эразм Роттердамский цитаты

* Баснями желудка не наполнишь.

* Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.

* Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?

* Давайте откровенно. Разве не мудрость привела Сократа к чаше с ядом?

* Держи под подозрением все, что диктует тебе душевный порыв, даже если это честное.

* Если бы смертные удалялись от всякого общения с мудростью и проводили всю жизнь свою в обществе глупости, не было бы на свете ни одного старца, но все наслаждались бы вечной юностью. Взгляните на этих тощих угрюмцев, которые предаются либо изучению философии, либо иным трудным и скучным занятиям. Не успев стать юношами, они уже состарились. Заботы и непрерывные упорные размышления опустошили их души, иссушили жизненные соки.

* Если заводишь новых друзей, не забывай о старых.

* Если кому-либо не хватает даров природы, он возмещает этот изъян усиленной дозой самодовольства.

* Если мудрец вмешивается в разговор, то напугает всех не хуже волка.

* Если надо что-либо купить, если предстоит заключить сделку, если, коротко говоря, речь зайдет об одной из тех вещей, без которых невозможна наша жизнь, тупым чурбаном покажется тебе мудрец этот, а не человеком. Ни себе самому, ни отечеству, ни своим близким не может быть он ни в чем полезен, ибо не искушен в самых обыкновенных делах и слишком далек от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев. Из такого разлада с действительной жизнью и нравами неизбежно рождается ненависть ко всему окружающему, ибо в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков.

* Жить достойно не возбраняется никому.

* Изящество потребно не в одних искусствах, но во всех делах человеческих.

* Иногда хорошо любить значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть значит любить.

* Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательная сила, если только не примешивается к ней ничего обидного, но лишь одним дуракам даровали боги уменье говорить правду, никого не оскорбляя.

* Истинная честь — награда за добродетель, а не за богатства.

* Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею. Но ведь в этом и состоит глупость, скажут мне. Не стану спорить, но согласитесь и вы, что это как раз и значит играть комедию жизни.

* Как вы думаете, может ли полюбить кого-либо тот, кто сам себя ненавидит?

* Как ничего нет глупее непрошеной мудрости, так ничего не может быть опрометчивее сумасбродного благоразумия. Сумасбродом называю я всякого, не желающего считаться с установленным положением вещей и применяться к обстоятельствам.

* Лучше меньше знать и больше любить, чем больше знать и не любить.

* Любая вещь имеет два лица, и эти два лица отнюдь не схожи одно с другим. Снаружи как будто смерть, а загляни внутрь — увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть, под красотой безобразие, под изобилием жалкая бедность, под позором слава, под ученостью невежество, под мощью убожество, под благородством низость, под весельем печаль.

* Мудрая природа окутала младенцев покровом глупости, который, чаруя родителей и воспитателей, награждает их за труды, доставляет малюткам любовь и опеку.

* Мужчины рождены для дел правления, а потому должны были получить несколько лишних капелек разума.

* Начать войну легко, а закончить трудно.

* Невежество — мать высокомерия, а ученость рождает скромность.

* Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой.

* Никакие житейские блага не будут нам приятны, если мы пользуемся ими одни, не деля их с друзьями.

* Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе.

* Пусть никто необдуманно не берет на себя столь важное дело, как познание себя. Я не ведаю, знает ли кто-либо полностью свое тело и состояние духа?

* Скажите по совести, какой муж согласился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, предварительно взвесил все невыгоды супружеской жизни?

* Стыдливость непригодна для нуждающегося.

* Такая уж у людей натура, что никто из них не бывает свободен от тяжких пороков.

* То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости.

* Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Тогда гневайся на порок, а не на человека.

* Христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместна. Отнюдь не случайно дураки столь угодны Богу.

* Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.

* Человек воюет не с человеком, а с самим собой, и как раз из собственного нашего нутра нападает на нас все время вражеский строй.

Оцените статью
Cборник цитат и афоризмов
Adblock
detector