Эпиктет — римский философ-историк. Родился во фригийском городе Гиераполисе. Был сыном рабыни. Его имя — рабская кличка, означающая «прикупленный». Каким-то образом очутился в Риме и здесь был куплен могущественным императорским вольноотпущенником и секретарем Нерона Эпафродитом.
Известно, что в Риме Эпиктет изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Pyфa. Когда и кем был освобожден Эпиктет, неизвестно, но в 94 г. он, будучи вольноотпущенником, вместе с другими философами был выслан из Рима по приказу императора Домициана. Эпиктет удалился в Эпир и здесь в городе Hикополисе открыл собственную философскую школу.
Вернувшись в Рим при императоре Трояне, Эпиктет быстро приобрел большую популярность. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе сенатор Флавий Арриан, автор истории походов Александра Македонского. Именно он и записал философские беседы Эпиктета, который обычно не вел никаких записей.
Умер Эпиктет, в глубокой старости, успев завоевать и громкую славу, и пoкровительство императора Адриана, но не изменив своим стоическим убеждениям и киническому образу жизни, т. е. в той крайней бедности, в какой он и провел все свою жизнь.
После Эпиктета остались его «Беседы», записанные Аpрианом (в 8 книгах, из которых до нас дошли лишь 4), u «Руководство», от которого уцелели лишь фрагменты (благодаря «Комментарию на Руководство Эпиктета» Симпликия). Афоризмы Эпиктета сохранились в сочинениях Марка Аврелия, Максима Тирского, в «Цветнике» греческого писателя V века Иоанна Стобейского.
Эпиктет цитаты
* B несчастье познается друг и изобличается враг.
* Все прилежание употребить должно на исправление ума нашего.
* Все твои дела и предприятия начинай следующею молитвой: «Управляй мною, Зевс, и ты, необходимая судьба. Куда и к чему вы меня определили, я вам следовать буду усердно. А хотя бы я не желал, то и поневоле следовать вам должен буду».
* Вспомни, что не тот тебя оскорбляет, кто поносит тебя или даже бьет, но твое чисто субъективное мнение, будто в этом есть что-то обидное.
* Всяк, кто вольным быть хочет, не должен ни желать, ни гнушаться всего того, что от других зависит.
* Если Бог хочет, чтобы ты представлял лицо нищего, старайся представить оное сколько можешь искуснее.
* Если больной лихорадкой не совсем вылечился, то он легче вновь заболевает, чем человек, никогда не страдавший ею. То же бывает и с болезнями души: после них остаются раны, которые надо вылечить совсем. Иначе, если ударят опять потому же месту, рана вновь откроется и еще пуще разболится.
* Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын Божий?
* Если ты любишь сына своего или жену, помни, что ты любишь людей смертных. Таким образом, если случится им умереть, ты сокрушаться не станешь.
* Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело.
* Есть люди, которые едва только послушают мудрых поучений, как уже сами начинают поучать других. Они делают тоже самое, что и больной желудок, который тотчас извергает принятую Пишу. Не подражай таким людям. Сначала хорошенько перевари в себе то, что ты услышал, а не извергай прежде времени, иначе выйдет настоящая блевотина, которая не может служить никому пищей.
* Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
* Земной человек — это душа, обремененная трупом.
* Знай и помни, что если человек несчастен, то он сам виноват в том, потому что Бог создал всех людей для их счастья, а не для того, чтобы они были несчастны.
* И что это за спокойствие, которому любой может воспрепятствовать, я не говорю цезарь или друг цезаря, но ворон, флейтист, лихорадка?
* Изгнание? Но куда? Может ли кто выбросить меня из мира? Я иду куда мне хочется. Повсюду одно солнце, одна луна, звезды, сны, пение птиц.
* Когда человек желает того, что ему не дано, и отвращается от того, чего он избежать не может, то он болен расстройством желаний, точно так же, как люди бывают больны расстройством желудка или печени.
* Лопата, которой следует копать, непременно ржавеет, если лежит без всякого употребления. И все твои разумные мысли ни к чему не поведут, если ты не будешь поступать в соответствии с ними.
* Не думай, что злые люди могут повредить тебе. Разве может кто-нибудь повредить твоей душе?
* Не рассуждай с невеждами о правилах мудрости, но если ты совершенно оные уразумел, покажи их в своих поступках.
* Не требуй, чтобы совершающееся происходило по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, и проживешь счастливо.
* Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь в бой, в котором победа не от тебя зависит.
* Ни в коем случае не называй себя философом и не рассказывай о правилах и законах философских перед невеждами.
* Печаль другого — это чужое.
* Посмотрите на меня. У меня нет ни права гражданства, ни дома, ни денег, ни рабов. Я сплю на голой земле. У меня нет жены, детей, постели. Только земля и небо и вот этот единственный плащ. Чего же мне еще не хватает?! Разве я не свободен? Я сам себе и царь, и господин.
* Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в руках топор или гусли? Точно также нельзя назвать человека мудрецом только потому, что он говорит мудрые речи.
* Свободным человеком бывает только тот, с которым случается все так, как он того хочет. Но значит ли это, что с ним непременно случится все то, что ему вздумается? Нисколько. Ведь грамота, например, научает нас писать буквами и словами все, что мы захотим, но для написания своего имени я не могу писать такие буквы, какие мне вздумается: этак я никогда не напишу своего имени. А я должен пожелать писать именно такие буквы, какие нужны, и в том порядке, который нужен. И так во всем.
* Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны подстраиваться к ним.
* Состояние и свойство невежды: никогда от себя самого не ожидать ни пользы, ни вреда, но всегда только от внешних вещей.
* Состояние и свойство философа: всякой пользы и всякого вреда ожидать только от самого себя.
* Строгость отца — прекрасное лекарство: В нем больше сладкого, нежели горького.
* Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
* Философская школа — это та же лечебница, и должно, чтобы вы покидали ее не в веселом настроении, а с ощущением боли.