Антисфен родился в 445 году до н.э. Его отец был афинянином, а мать – фракийкой. Из-за этого он имел статус «nothos», т.е. рожденный без афинского гражданства. Вырос в Афинах и сражался, как в битве при Танагре, так и в битве при Левктрах, чтобы доказать свою верность городу-государству.
Изначально был учеником Горгии, ритора, позже учился у Сократа и даже присутствовал во время его казни. Антисфен считал, что аскетическая жизнь более связана с счастьем, чем всеобщая вера в то, что счастье происходит от физических атрибутов или «внешних факторов»: богатства и власти.
Став основателем основной структуры философии циников, Антисфен предпочитал преподавать, читая лекции, и вести беседы. Написал 10 книг, большинство из которых до сегодня не сохранились, но до нас дошли притчи и цитаты Антисфена. Критиковал Платона и Диогена.
Антисфен умер в Афинах в 365 году до н. э., примерно в возрасте 80 лет, хотя ходили слухи, что он скончался раньше.
Философия Антисфена
Идя дальше сократовских требований умеренности и воздержания, Антисфен полагал добродетель в добровольных лишениях и полной независимости от внешних условий, презирал богатство, почести, наслаждения и за единственную основу нравственности признавал знание. Нисколько не стеснялся являться публично в лохмотьях, как нищий.
Антисфен отвергал почитание богов, давал аллегорическое толкование поэмам Гомера, проповедовал возвращение к простоте естественного состояния и враждебно относился ко всем государственным формам и установлениям. Был равнодушен даже к своим родным и отечеству. Условием достижения счастливой жизни философ считал крайнее ограничение потребностей. Самым его выдающимся учеником был Диоген.
Труды
Стал основателем школы киников. Был плодовитым писателем, но в оригиналах его сочинения не сохранились. Содержание и названия его трудов — «О природе», «Истина», «О благе», «О законе», «О слоге», «О наречии», «О воспитании», «О cвободе и рабстве», «О музыке», «О жизни и смерти» и др. — известны из произведений других авторов.
Все цитаты Антисфена
* Богатство и бедность лежат не в имуществе человека, а в его душе.
* Государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных.
* К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, Антисфен обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она хвастаться?» «Красотою», — ответил юноша. «И тебе не стыдно гордиться тем же, чем и бездушная статуя?»
* Кто боится других, тот раб, хотя он этого и не замечает.
* Kто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения.
* Кто-то сказал Антисфену: «Тебя многие хвалят». «Что же я сделал дурного?» — спросил он.
* Лучше пасть с воронами, чем с льстецами; потому что в одном случае тебя пожирают мертвым, в другом – живым.
* Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.
* На вопрос, какая наука самая необходимая, Антисфен ответил: «Наука забывать ненужное».
* На вопрос, почему он так суров с учениками, Антисфен ответил: «Врачи тоже суровы с больными».
* Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повесится.
* Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.
* Нет ни родов, ни видов: «человека» я вижу, а «человечности» не вижу, «лошадей» вижу, а «лошадности» не вижу. Поэтому эти общие понятия не существуют вовсе.
* Однажды Диоген принес с собой кинжал, и когда Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий?», он показал ему кинжал и произнес: «Вот кто», «Я сказал: от страданий, а не от жизни» — возразил Антисфен.
* Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.
* Справедливого человека цени больше, чем родного.
* Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, Антисфен сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».
* У Антисфена почти на все случаи жизни была одна и та же очень любимая им притча:Зайцы в народном собрании говорили речи, что все во всем равны. На что львы возразили: «Вашим доводам, зайцы, не хватает только наших зубов и когтей».
* Философия дала мне умение беседовать с самим собой.
* Я предпочел бы безумие наслаждению.