Цицерон Марк Туллий биография
Древнеримский философ, оратор, политический деятель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона – источник сведений об эпохе гражданской войны в Риме. С 90 г. до н.э. жил в Риме, обучаясь ораторскому искусству у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание «отец Отечества» (впервые в истории Рима присвоено не за воинские подвиги).
Марк Туллий Цицерон основные труды
С середины 50-х гг. до н.э. Марк Туллий Цицерон все больше погружался в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве», «Об ораторе», «О законах», «Гортензий», «Учения академиков» и «Тускуланские беседы».
К 44г. до н.э. относятся два произведения особого жанра – «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Марк Туллий Цицерон создал идеализованные образы духовно близких ему великих римлян предшествующих времен. В марте 44 г. до н.э. был убит Цезарь, а в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря – триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, а 7 декабря 43 г. до н.э. Цицерон был убит.
Цицерон Марк Туллий цитаты
* А наши философы? Сочиняя книги о презрении к посмертным воздаяниям и о бессмысленности всего загробного, ни один не забывает надписать на них своё имя.
* Благо народа – высший закон.
* Бог наделил нас не знанием вещей, а умением пользоваться ими.
* Бумага все стерпит.
* В оскорблении содержится какое-то жало, которое люди благоразумные и хорошие переносят с величайшим трудом.
* Вероятностные знания – вот предел человеческого разумения.
* Вещь не постыдная становиться постыдной, когда ее прославляет толпа.
* Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерь?
* Все достоинство добродетели – в действии.
* Все прекрасное редко.
* Всякому подобает то, что больше ему свойственно.
* Всякому – свое.
* Высшее право – высшая неправда.
* Где хорошо, там и отечество.
* Говорить умолчанием. Кому это выгодно?
* Голоса взвешивают, а не считают.
* Друзья познаются в беде.
* Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни.
* Если мы не бессмертны, то человеку весьма желательно своевременное угасание его жизни. Ибо природа устроила жизнь, как и все другие явления, так, чтобы в старости она приходила к своему завершению, как театральный спектакль, причем мы должны избегать утомления и тем более пресыщения.
* Если наши соображения правдоподобны, то не следует стремиться к большему.
* Если не будешь знать событий, случившихся до твоего рождения, останешься вечным ребенком.
* Желающим научиться препятствует авторитет тех, кто учит.
* Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.
* Жизнь коротка, но слава может быть вечной.
* Жизнью управляет не мудрость, но судьба.
* Ибо и глаза у нас так же ученые.
* Каждому свойственно заблуждаться, но упорствует в заблуждениях только неразумный.
* Как в жизни, так и в речи, нет ни чего труднее, чем видеть, что уместно.
* Каков человек, такова и его речь.
* Когда говорит оружие, законы умолкают.
* Когда ты уже не тот, кем был, у тебя нет причин быть привязанным к жизни.
* Красноречие – это свет, который придает блеск уму.
* Ложное близко соседствует с истиной.
* Лучше быть страдающим лицом в правом деле, чем торжествовать в неправом.
* Лучше признаться, что ты не знаешь того, чего не знаешь, чем болтать какой-нибудь тошнотворный вздор и самомусебе быть противным!
* Люди более всего приближаются к богам именно тогда, когда даруют людям спасение.
* Люди хвалят то, чему в состоянии подражать.
* Мудрому надлежит сдерживать порывы приязни.
* Мы должны быть рабами законов, что бы стать свободными.
* Наиболее трудная часть – вступление.
* Набольшее бесправие там, где царит только буква закона.
* Наши души долговечны, но не бессмертны.
* Наши руки как бы создают в природе вторую природу.
* Не быть жадным уже богатство.
* Не следует доискиваться, какой вид имеет душа.
* Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.
* Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.
* Ненавижу мудреца, который не мудр для себя.
* Несправедливость бывает двух видов: одна со стороны тех, кто совершает её, другая со стороны тех, кто, хотя и может, не отводит противозаконное от тех, по отношению к кому его совершают.
* Никогда еще не было поэта, который бы ставил другого поэта выше себя.
* Никто из глупцов не может быть счастливым; нет мудреца, который был бы несчастен.
* Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.
* Ничто так не ценится народом, как доброта.
* Нужно быть умеренным в шутках.
* О Греция, как порою ты скудна в своем обилии слов.
* О, времена! О, нравы!
* Огорчение существует не само по себе, а в нашем представлении.
* Одни противоположности рождают другие.
* Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.
* Память – хранилище всех вещей.
* Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые предоставляют нам частые передышки, а над умеренными мы владыки. Таким образом, если их можно стерпеть, снесем их; если же нет – уйдем из жизни, раз она не доставляет нам радости, как уходим из театра.
* Правительство есть говорящий закон, а закон – немое правительство.
* Право же, какую можно взыскать еще нелепость, которая бы уже не была высказана кем-нибудь из философов!
* Преступные желания есть верх несчастья. Менее прискорбно не получать того, что желаешь, чем достичь того, что преступно желать.
* Привычка – вторая натура.
* Приятно вспоминать невзгоды, если они миновали.
* Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни.
* Религия есть то, что предопределяет заботу и почтение по отношению к некоей высшей сущности, которую обычно называют божественной.
* Сам предмет подсказывает слова.
* Свидетелем нашим является бог, то есть наша совесть.
* Те, кто хочет узнать, что мы думаем о всякой вещи, более любопытны, чем нужно.
* Труд притупляет боль.
* Чем человек изворотливее, тем больше в нем ненависти и подозрительности.
* Честью называется то, что признает славным молва.
* Я буду говорить, ничего не утверждая.
* Я не буду говорить ничего определенного.
* Я не в состоянии забыть того, о чем желал бы не помнить.