Бенедикт Спиноза цитаты | Биография Труды Цитаты | RA-JA

Лучшее

Бенедикт Спиноза цитаты. Великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов XVII в.

Родился в семье купца, принадлежащей к еврейской общине. В 1654 г., после смерти отца, возглавил семейное дело. Большое влияние на Спинозу оказал его наставник по латинскому языку Ван ден Энден, являвшийся последователе Ванини.

В 1656 г. руководителями еврейской общины Амстердама Спиноза был подвергнут «великому отлучению» за вольнодумство. Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Позднее переехал в предместье Гааги — Рейнсбург. В процессе борьбы против олигархического руководства еврейской общины Спиноза стал противником иудаизма. Являлся сторонником республиканского правления и противником монархии.

Написал философские работы «Богословско-политический трактат» и «Этика». В них утверждал, что мир — закономерная система, которая может быть до конца познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя, а человек часть природы. Оказал большое влияние на развитие атеизма и материализма.

Бенедикт Спиноза цитаты

d091d0b5d0bdd0b5d0b4d0b8d0bad182-d0a1d0bfd0b8d0bdd0bed0b7d0b0-d186d0b8d182d0b0d182d18b-202x300-1

* Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

* Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель.

* Божественная справедливость допускает, чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.

* В желании выражается сущность человека.

* Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

* Все прекрасное так же трудно, как и редко.

* Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

* Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.

* Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

* Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

* Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы,что падает по свободной воле.

* Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

* Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

* Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот — находит удовольствие в чужом несчастье.

* Истина — пробный камень самой себе и лжи.

* Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

* Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.

* Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

* Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.

* Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

* Между влечением и желанием существует только то различие, что слово «желание» большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение: желание есть влечение с сознанием его.

* Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа. Не плакать, не смеяться, а понимать.

* Незнание — не довод.

* Невежество — не аргумент.

* Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества.

* Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.

* Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

* Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

* Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

* Понимание — начало согласия.

* Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

* Прекрасное трудно.

* Порядок и связь идей то же, что и порядок и связь вещей.

* Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

* Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

* Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

* Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

* Ссылка на авторитет — не довод.

* Страх возникает вследствие бессилия духа.

* Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

* Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

* Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

* Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

* Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, — вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.

* Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

* Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

* Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает, второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго — свободным.

* Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

* Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Оцените статью
Cборник цитат и афоризмов
Adblock
detector