Бэкон Роджер биогорафия
Английский ученый и философ. Представитель оксфордской школы, отличавшийся энциклопедическими познаниями и широтой научных интересов. Основные произведения: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение» и др. Полагал, что существуют разные способы познания: авторитет, опирающийся на рассуждение, и опыт, основывающийся на знании. Считая «опытную науку» «Владычицей умозрительных наук», Бэкон оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др.), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет улучшить свою жизнь. Он объединил в рамках философии математику, физику, астрономию, алхимию, медицину и этику. Дедуктивное построение и доказательность математического знания делают его, по мнению Бэкона, образцом для других наук.
Философ Бэкон Роджер различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый с помощью человеческих чувств; внутренний, направленный на познание духовных сущностей и достижение мистического озарения; и праопыт, которым Бог наделил святых Отцов Церкви. Познание не мыслится Бэконом без благодати веры, тем более, что единственная совершенная мудрость заключена в Священном Писании. Основные причины невежества философ видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но найдет лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям.
В вопросе об универсалиях Бэкон Роджер занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники Знания» — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии. Выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
Учение Бэкона было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
Бэкон Роджер цитаты
* Бессмертие животных в потомстве, человека же — в славе, заслугах и деяниях.
* Благоденствие лучше всего обнаруживает пороки человека, бедствия же выявляют его добродетели.
* В природе человека есть тайная склонность и стремление любить других.
* Время есть величайший из новаторов.
* Все в мире повторяется.
* Все добродетели освобождают нас от господства пороков, одна только храбрость освобождает от господства судьбы.
* Всякая насильственная мера чревата новым злом.
* Всякая нагота оскорбительна, даже нагота души. Скрытность удерживает других на расстоянии от нас и охраняет нас. Это ширма, защищающая наши намерения.
* Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела.
* Жалок тот, кто ничего не желает и всего опасается; а ведь именно таков обычный удел монархов.
* Иной раз дурная привычка приобретается и закрепляется одновременно с хорошей.
* Искусство открытия растет и развивается с самими открытиями.
* Избери разумную середину между себялюбием и общественным долгом.
* Как говорится обыкновенно: клевещи, клевещи смело, от клеветы всегда что-нибудь останется. Так можно сказать и о хвастовстве: верь мне, хвастайся смело, от хвастовства всегда был что-нибудь останется.
* Когда имеешь дело с постоянно хитрящими людьми, надо всегда не упускать из виду их целей. С такими лучше говорить мало и говорить такое, чего они менее всего ожидают.
* Кто не хочет уменьшения своего состояния, должен тратить не больше половины своего дохода; а кто желает приумножить его — не более трети.
* Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
* Лучше вовсе не иметь понятия о Боге, чем иметь о нем понятие, недостойное его.
* Люди думают сообразно природным наклонностям, говорят сообразно познаниям и внушенным мнениям, но поступают сообразно привычке.
* Люди хитроумные презирают ученость, простодушные дивятся ей, мудрые ею пользуются.
* Милосердие не бывает чрезмерным.
* Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продают себя.
* Муравей сам по себе существо мудрое, но в саду или огороде он вреден. Точно так же люди, чрезмерно самолюбивые, вредят обществу.
* Месть торжествует над смертью; любовь ее презирает; честь призывает ее; горе ищет в ней прибежища; страх ее предвосхищает.
* Наиболее частой внешней причиной счастья одного человека является глупость другого, ибо нет другого такого способа внезапно преуспеть, как воспользовавшись ошибками других людей.
* Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее.
* Нельзя отрицать того, что внешние обстоятельства способствуют счастью человека. Но
* Несомненно, что самые лучшие начинания, принесшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей.
* Нет большей мудрости, чем своевременность.
* Нет в душе человека такой, даже самой слабой, страсти, которая не побеждала бы страха смерти.
* Нет ничего более умного, чем заставить колеса собственного ума вращаться вместе с колесом Фортуны.
* Ничто не страшно, кроме самого страха.
* Обычная уловка: создатели любой науки обращают бессилие своей науки в клевету против природы.
* Очень опасно затронуть нечистую совесть людей: до тех пор, пока они считают, что их поступки никому не известны, они легко меняются в лучшую сторону, но если они поймут, что их уличили, то начинают выбивать клин клином, поступая еще хуже.
* Пренебрегая опытностью, ты не уменьшаешь ее; гораздо чаще нас застигают врасплох, чем одолевают в открытом бою. Иную опасность лучше встретить на полдороге, хотя бы она и не приближалась, чем слишком долго ее поджидать, ибо от долгого бодрствования наверняка задремлешь.
* Подозрений у человека тем больше, чем меньше он знает.
* Поистине, если «чудом» мы называем власть над природой, то оно, чудо, всего более являет себя в бедствиях.
* Природу человека легче всего обнаружить в уединении, ибо тут он сбрасывает с себя все показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила; а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки.
* Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает только собственными.
* Среди всех причин войны, наибольшего одобрения заслуживает желание ниспровергнуть тиранию, под гнетом которой страдает обессиленный и измученный народ.
* Существуют три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.
* Те, у кого нет друзей, которым они могли бы открыться, являются каннибалами своих собственных сердец.
* Только гнев и страх заставляют применять насилие.
* У возраста есть свои законы, и их надо учитывать: молодые люди более склонны изобретать что-то, чем судить о, чем-то, осуществлять, чем советоваться, носиться с разными прожектами, чем заниматься определенным делом.
* Хорошо бы людям, вводя новшества, брать пример с самого времени, которое производит поистине великие перемены, но исподволь и едва заметно; ибо иначе все новое будет неожиданным. И всегда новшество одним на руку, а другим на беду.
* Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает.
* Человеческой натуре вообще более сродни глупость, нежели мудрость; а потому и качества, пленяющие людскую глупость, имеют наибольшую силу воздействия.
* Честный и порядочный человек никогда и никоим образом не сможет исправить и перевоспитать бесчестных и дурных людей, если сам он прежде не исследует все тайники и глубины зла. Ведь люди испорченные и нечестные убеждены в том, что честность и порядочность существуют только из-за какой-то неопытности и наивности людей и лишь потому, что те верят разным проповедникам и учителям.
* Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.
* Что касается непосредственных плодов популярности, то в этом отношении мудрость далеко уступает красноречию.
* Чувственно воспринимаемое всегда производит более сильное воздействие на память и легче запоминается, чем интеллектуальное.