Шефтсбери Купер цитаты

Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №22)

Шефтсбери Купер краткая биография (1671 — 1713 гг.)

Шефтсбери Купер цитатыШефтсбери Купер цитаты. Полное имя Шефтсбери Антони Эшли Купер. Английский философ, эстетик и моралист. Родился в Лондоне в доме своего деда, знаменитого лорда-канцлера в царствование Карла II. В 1686—1689 гг. получил домашнее образование под присмотром Джона Локка, который был личным секретарем хозяина дома. Учился в Уинчестере. В 1695 г. стал членом Палаты общин от Пула, находившегося под контролем вигов. По состоянию здоровья был вынужден оставить должность и посвятил себя главным образом занятиям философией. Провел год в Роттердаме, где вступил в дружеские отношения с швейцарским протестантским теологом Ж. Леклерком, автором «Исторического и критического словаря» Пьером Бейлем и голландским теологом Ф. ван Лимборхом. В 1699 г. унаследовал титул и место в Палате лордов, однако почти не принимал участия в политической жизни, поскольку вскоре после восхождения на трон королевы Анны партия тори вернулась к власти, а состояние здоровья Шефтсбери вновь ухудшилось.

В 1704 г. лондонский свет был взбудоражен прибытием в Англию группы французских крестьян, фанатичных протестантов, покинувших родину после отмены Нантского эдикта. Раздавались требования о преследовании этих «французских пророков», однако Шефтсбери в «Письме об исступлении» предложил вместо этого выставить фанатизм на посмешище. Его учение о насмешке как наилучшем способе проверки истинности утверждений поставило под сомнение серьезность его идей; подозрение не смогла рассеять и работа Шефтсбери «Общее чувство: опыт о свободе остроумия и чувстве юмора».

В 1711 г. Шефтсбери отправился на юг Италии, в Неаполь. В Италии он провел два года и за это время переработал трехтомный труд «Характеристики людей, манер, мнений и времен», впервые опубликованный в 1711 г., но в новом издании содержавший ранние и имеющие самостоятельное значение эссе, и написал ряд других работ. Он также сделал наброски «Рассуждения об искусствах: живописи, скульптуре и т. д.». Умер Шефтсбери в Неаполе 15 февраля 1713 г.

В основе философии Шефтсбери, иногда называемой деизмом, лежит представление о природе как о гармоническом целом, свидетельствующем о ее божественном происхождении. Добродетель и красота суть воспроизведение гармонии, обнаруживаемой человеком в природе. Для их постижения требуется особое чувство, выступающее посредником между разумом и ощущениями. Шефтсбери первым употребил термин «моральное чувство». Добродетель, подобно хорошему вкусу, можно развить упражнением, однако она присуща человеку от природы и берет начало в естественных привязанностях. Этот оптимистический взгляд, шедший вразрез с идеями Томаса Гоббса и многих религиозных ортодоксов, оказал влияние на Болингброка, а через него на А. Попа и его «Опыт о человеке», а также на Колриджа.

Шефтсбери был учеником кембриджских платоников и пытался сохранить дух платонизма в эпоху, когда господствующее положение занимал эмпиризм его учителя Локка. Шефтсбери рассматривал поэта как «Прометея под властью Юпитера» и природу как произведение искусства, сотворенное Богом, что в зародыше содержало позднейшую теорию романтизма; его взгляды оказали влияние на Ф. Хатчeсoнa, Д. Юма, Дж. Батлера, Вольтера и Д. Дидро, И.-Г. Гердера, И. Канта и немецкую идеалистическую философию.

Шефтсбери Купер цитаты

* В одном только можно быть более чем уверенным — коль скоро у нас есть ум и мы не утратили желаний и чувств, всевозможные фантазии и капризы будут трудиться изо всех сил и, в обществе ли мы или наедине с собою, — они оттого не прервутся и не прервут своей деятельности. У них в любом случае будет поле деятельности.

* Все бесспорно ищут счастья, но вопрос в том, находим ли мы его, следуя природе и уступая своим обычным наклонностям или же подавляя эти наклонности и со страстью отдаваясь личной выгоде, узкому эгоизму или даже только сохранению жизни.

* Все превосходно, все заслуживает любви, все радует и веселит — все, кроме человека и его жизненных обстоятельств, которые не кажутся столь совершенными.

* Героизм и человеколюбие — почти одно и то же. Но стоит чувству этому хотя бы немного сбиться с пути, и любящий человечество герой превращается в свирепого безумца: освободитель и хранитель делается притеснителем и разрушителем.

* Для дурного выбора нет извинений. Единственный яд для разума — страсть. Ибо ложное рассуждение быстро переменится, если пройдет страсть.

* Если добродетель сама по себе не ценна и не почтенна, то я не вижу, какой почет может быть в том, чтобы следовать ей ради Выгодной сделки. Если любовь к совершению добра сама по себе не есть склонность добрая и истинная, то я не знаю, возможна ли вообще доброта или добродетель.

* Если люди терпят разговоры о своих пороках, это лучший признак того, что они исправляются. Единственный способ Спасти
человеческое здравомыслие и сохранить разумность в мире — это дать свободу острому уму. Однако никогда не будет свободен острый ум там, где отнята свобода для насмешки.

* Кто имеет дело с характерами, не может не знать характер свой собственный — или же он вообще ничего не будет знать. А кто пожелает развлечь человечество чем-то полезным в таком роде, должен сначала сам быть уверен, что извлечет пользу для себя. Ибо в этом смысле совершенно справедливо сказать, что мудрость и милосердие должны начинаться с нас самих.

* Мнительное себялюбие и низость — вечные спутники нашего страха. Нашим мыслям в целом присущ такой темный и неясный язык, что самое трудное на свете — заставить их сказаться со всей отчетливостью.

* Нет ничего глупее и обманчивее половинчатого скептицизма. Ибо пока сомнение прилагается только в одной стороне, на другой тем сильнее растет достоверность. Одна сторона глупости кажется смехотворной, а другая все более раздувается и все больше лжет.

* Никакие мысли не покажутся правильными, если они не были использованы для надлежащего направления самих себя, если они не получили должную строгую форму еще прежде, чем были высказаны. Самое трудное, что есть в мире, — быть хорошим мыслителем, не будучи строгим критиком самого себя, и проверенным собеседником — в разговорах с самим собою.

* Отсутствие свободы несет ответственность за отсутствие подлинных нравов.

* Педантизм и ханжество — это такие жернова, которые способны утопить любую книгу, несущую на себе хотя бы малую толику их мертвого веса. Дух педанта не отвечает требованиям века — мир хочет, чтобы его учили, но не хочет, чтобы его опекали.

* Странно представить, чтобы война, самое дикое, что только есть, была страстью наиболее героических душ.

* Тот, кто оказывается настоящим другом, — тот и настоящий человек, тот не остается в долгу и перед обществом.

* Тот, кто уверен в жизни после смерти, не нуждается в чрезмерных заботах о судьбе добродетели в этом мире.

* Художник, если он не лишен гения, понимает правду и единство в замысле, он понимает, что перестанет быть естественным, если будет слишком тесно следовать за природой и во всем воспроизводить ее.

* Человек — альтруист по натуре, и истинная мораль не нуждается в поддержке религией. В человеке, который стал нравственным под влиянием религии, нет правды, истинной набожности и Святости больше, чем бывает доброты и ласковости в тифе, посаженном на цепь.

* Чем больше давление, тем резче сатира. Чем ужаснее рабство, тем она тоньше.

* Что для одних — нелепость, для других — доказательство.

>> Шефтсбери Купер цитаты…

Все авторы: XVII века нашей эры:

Аддисон Джозеф
Бальтасар Грасиан
Дефо Даниель
Кальдерон
Корнель Пьер
Жан де Лабрюйер
Франсуа де Ларошфуко
Жан де Лафонтен
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Локк Джон
Мольер
Монтескье Шарль Луи
Ньютон Исаак
Блез Паскаль
Пенн Уильям
Поп Александр
Расин Жан
Петр Великий
Джонатан Свифт
Бенедикт Спиноза
Шефтсбери Антони Эшли Купер

Все цитаты: ХVII века нашей эры >> Читать

Arzamas + Издательство Яндекса. Просветительский проект: ▶ Смотреть Arzamas

Шефтсбери Купер цитаты Предложения партнеров

Похожие статьи

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.