Вольтер цитаты

Вольтер краткая биография (Фран Франсуа-Мари Аруз) (1694 — 1778 гг.)

Вольтер цитатыВольтер цитаты. Вольтер (Фран Франсуа-Мари Аруз). Французский философ.

После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого юный Франсуа-Мари Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он Восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В 1717 г. за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил его литературный пыл. Уже в 1718 г. была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер». Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига», упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею.

Лирика молодого Вольтера содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Макромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред», сатирические поэмы «Орлеанская девственница», публицистика, исторические сочинения. Литературная деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма», «Философский словарь». Сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской философской мысли. С именем Вольтера связано распространение в России вольтерианства — духа свободомыслия, ниспровержения авторитетов и иронии.

Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции 1789-1794 гг. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.
В 1726 г. Вольтер был вынужден покинуть Париж. Двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды он изложил в знаменитых «Философских письмах». «Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов во Франции. Уже после возвращения Вольтера на родину книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.

Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук. 10 лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» и «Магомет», «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона», написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV». Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятни традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений.

Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе над эпической поэмой «Орлеанская девственница». Вольтер не побоялся использовать историю Жанны Д’Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков, избрав для этой цели самое мощное орудие — иронию. Подлинную причину успеха Жанны он видел в том, что она уверовала в собственные силы и свою уверенность сумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы отцов-инквизиторов.

Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили Вольтеру место придворного историографа Франции (1745 г.). В 1746 г. состоялось его избрание Во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля. Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750 г. Однако вблизи ему открылся во Фридрихе не только острый ум, но также двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда писателя из Пруссии.

В 1754 г. Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение «Делис» («Отрада»). Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера.
Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В 1758 г. он арендовал поместье Турней, а затем приобрел и поместье Ферней, которое стаяло его «удельным княжеством». Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Ферней стал местом, где в течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. В свои 65 лет он продолжал выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом».

Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих работ фeрнeйского периода можно отметить философские повести «Кандид» и «Простодушный», «Трактат о веротерпимости», «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа», «Карманный философский словарь», «Вопросы об «Энциклопедии».

На склоне лет, в 83 года, он решил еще раз повидать Париж. В 1778 г. патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Спустя три месяца он скончался.

Вольтер цитаты

* Во все времена, во всех странах, во всех жанрах дурное кишмя кишит, а хорошее редко. *В любой профессии все самое недостойное предстает особенно нагло.

* Всегда наслаждаться значит вовсе не наслаждаться.

* Делать то, что доставляет удовольствие, значит быть свободным.

* Для великих дел необходимо неутомимое постоянство.

* Для того, чтобы познать Бога, надо быть им самим.

* Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно lля них самих.

* Если мы дорожим счастьем, то еще больше дорожим разумом.

* Если чернь принимается рассуждать — все погибло!

* Живем мы в мире два мгновенья, одно рассудку отдадим.

* Зачем философствовать, зачем волноваться?

* Разве вы не знаете, что миром управляет рок?

* Пейте горячее, когда холодно, пейте прохладное в летний зной; соблюдайте умеренность во всем, cледите за пищеварением, отдыхайте, наслаждайтесь и смейтесь над всем прочим.

* И нет такого зла, которое не порождало бы добро.

* Именно потуги на остроумие и убивают остроумие!

* Иной бесполезен в первом ряду, зато во втором блистает.

* Истинное и прекрасное одинаково во все времена и у всех народов.

* Когда сказать нечего, всегда говорят плохо.

* Когда я смогу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости.

* Когда-нибудь я, быть может, набреду на планету, где царит полная гармония, но пока что мне никто не указал, где такая планета находится.

* Кто не обладает духом своего возраста, тот несет на себе все горе этого возраста.

* Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям.

* Люди легко верят тому, чего страстно желают.

* Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

* Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям.

* Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.

* Сатира никого не исправляет, а только озлобляет дураков, и те становятся еще злее.

* Надежда выздороветь — половина выздоровления.

* Нас увещевают: довольствуйтесь тем, что имеете, не желайте ничего лучшего, обуздывайте любопытство, смиряйте беспокойный дух. Это прекрасные поучения, но если бы мы всегда следовали им, мы до сих пор питались бы желудями и спали под открытым небом.

* Начинателям всегда надлежит быть первыми в памяти людей. Но с каким бы почтением мы ни относились к этим первым гениям, их преемники часто доставляют гораздо больше удовольствия. Мы чтим гениев, создавших первый набросок искусств, однако ближе нам умы, усовершенствовавшие эти искусства.

* Наша любовь к самим себе помогает любви к другим.

* Не бойтесь высмеивать суеверия, друзья мои. Я не знаю лучшего способа убить суеверие, чем выставить его в смешном виде. Что сделалось смешным, не может быть опасным. *Несомненно, в интересах общества, чтобы существовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресечено человеческим правосудием.

* Ни в каком возрасте нельзя приобрести талант, которого мы лишены, но в любом возрасте можно исправлять свои ошибки.

* Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.

* Подобно тому как самым большим физическим злом является смерть, так самым большим моральным злом является, конечно, война.

* Пользуйтесь, но не злоупотребляйте — таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья.

* Постоянная важность является лишь маской посредственности.

* Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным.

* Прекрасно только то, что естественно.

* Прекрасное, когда оно не к месту, перестает быть прекрасным.

* Следует признать, что изобретатели в области искусства механики оказались значительно полезнее людям, чем изобретатели силлогизмов: тот, кто изобрел ткацкий челнок, имеет несказанное преимущество перед тем, кто придумал врожденные идеи.

* Случай делать зло представляется сто раз на дню, а случай делать добро лишь единожды в год…

* Случайности не существует, все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие.

* Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть довольно благоразумна для того, чтобы переносить их безропотно.

* Социальное равенство — это и наиболее естественная, и наиболее химерическая идея. *На нашей несчастной планете люди, живущие в обществе, не могут не разделяться на два класса: на богатых, которые распоряжаются, и бедных, которые служат.

* Страсти — это ветры, надувающие паруса корабля. Иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать.

* Всё на свете опасно и все необходимо.

* Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

* Успех науки — дело времени и смелости ума.

* Человек от рождения стремится к действию, как огонь стремится ввысь, а камень — вниз.

* Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить.

* Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу значит снова увидеть старого друга.

* Я все еще люблю жизнь. Эта нелепая слабость, может быть, один из самых роковых наших недостатков: ведь ничего не может быть глупее, чем желание беспрерывно нести ношу, которую хочется сбросить на землю; быть в ужасе от своего существования и влачить его.

* Я всегда, по мере возможности, свожу свою метафизику к морали. На этом свете успеха достигают только острием шпаги и умирают с оружием в руках.

* Я могу быть несогласным с вашими суждениями, но я готов отдать жизнь за ваше право их высказывать.

* Я потратил около 40 лет на паломничество в два-три уголка этого света, целью которого были поиски философского камня, именуемого Истиной. Я советовался со всеми поклонниками античности, с Эпикуром и Августином, Платоном и Мальбраншем, но остался при своей бедности.

Arzamas + Издательство Яндекса. Просветительский проект: ▶ Смотреть Arzamas

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.