Аристотель цитаты

Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №39)

Аристотель краткая биография (384 — 322 гг. до н.э.)

Аристотель цитатыАристотель цитаты. Древнегреческий философ. Родина Аристотеля — полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачам царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя. Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платона, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Жизнь Аристотеля

Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александpa o cвoeм учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир.

Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского — отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных. Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове Эвбея.

Труды Аристотеля

Наиболее известны следующие сочинения Аристотеля: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Oб истолковании». B этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах. Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот — от общего к частному, как утверждал Платон. Позже эти сочинения были объединены под общим названием «Органон».

Так же, до нас дошли и другие работы Аристотеля. Три этических сочинения: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». В политико-экономических сочинениях: «Политика» и «Экономика». Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены им в его «Поэтике» и «Риторике».

Система Аристотеля

Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др. B «Метафизике» Аристотель выделял или выстроил своеобразную «лестницу познания», первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус).

Второй ступенью – представление — возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука — знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины.

Аристотелю принадлежит первый психологический трактат «O душе», где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек). Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология так же видит свое начало с работ Аристотеля «История животных», «O частях животных», «O движении животных», «O происхождении животных».

Философия Аристотеля делится нa теоретическую, практическую и творческую. Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, a плоды его сладки.

Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков:
«Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».

Аристотель цитаты

* А если следствия той и другой вещи плохие, тогда предпочтительнее та, из которой следует плохое в меньшей степени.

* Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью.

* Бог свободен от добродетели и от порока.

* Ведь порочный человек натворит, наверно, в тысячу раз больше зла, чем Зверь.

* Воспитание — лучший припас к старости.

* Все науки более необходимы, нежели философия, но лучше ее нет ни одной.

* Всякая добродетель есть середина между противоположными крайностями.

* Всякий в состоянии гневаться, и это легко, так же и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и нелегко делать это по отношению к тому, к кому следует, и на столько и когда следует, и ради чего и как следует.

* Всякий любит собственное творение больше, чем оно, оживши, полюбило бы его.

* Выдающаяся душа не чужда безумия.

* Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестья.

* Дела добродетели невозможно делать, не страдая или не наслаждаясь при этом.

* Для обладания добродетелями знание значит мало или вовсе ни чего.

* И бедность, и богатство — это нарушение меры должного.

* Избегай неумеренности и в стремлении к славе, и в отклонении от неё.

* Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад чем вперед.

* Кто проявляет себя в деятельности ума и почитает ум, видимо, устроен наилучшим образом и более всех любезен богам.

* Как-то раз Аристотелю сообщили, что кто-то заочно ругает его. Философ добродушно откликнулся: «Заочно пусть хоть бьет меня».

* Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

* Метафора — это отличительный признак гения, ибо способность создать хорошую метафору есть способность распознать сходство.

* Можно ли назвать, счастливым того, чьё потомство презренно?

* Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

* Наблюдая за достойным человеком, судят о нем по его делам, поскольку иначе невозможно обнаружить, какому выбору он следовал. А если бы можно было непосредственно видеть совесть человека и его стремление к прекрасному, то его сочли бы добродетельным и без дел.

* Нам хорошо иногда, богу — вcегда.

* Начало – это, по всей видимости, больше половины всего дала.

* Не следует страшиться ни бедности, ни болезней, ни вообще того, что бывает не от порочности и не зависит от самого человека.

* Не хорошо многовластие: один да будет властитель.

* Не цель бывает предметом решения, а средства к цели.

* Однажды Аристотеля упрекнули в том, что он подал милостыню человеку дурного нрава, на что ученый заметил: «Я подаю не нраву, а человеку».

* Серьезное разрушается смехом, смех — серьезностью.

* Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.

* Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.

* Совесть — это правильный суд доброго человека.

* Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины.

* Справедливость есть приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, поступкам и желанию справедливости.

* Счастливы камни, из которых сложены жертвенники, потому что их чтят, между тем как их сотоварищи попираются ногами.

* Тверже тот, кто побеждает желания.

* Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает.

* То, что человек есть в возможности, его творение являет в действительности.

* Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя считать нравственно прекрасным. Xopош и прекрасен тот, для кого все хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как богатство и власть.

* Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.

* У кого есть друзья, у того нет друга.

* Уничтожение одного есть рождение другого.

* Философия, или любомудрие, заключает в себе удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется, обладающие знанием проводить время в созерцании получают больше удовольствия, нежели те, кто эти знания ищет.

* Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.

* Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если живет без законов и справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

* Эгоизм заключается не в любви к самому себе, а в большей, чем должно, степени этой любви.

Высказывания Аристотеля…

Все авторы: IV века до нашей эры:

Аристотель
Бион Борисфенит
Менандр
Сюнь-цзы
Чжуан-цзы
Эпикур
Все цитаты: IV века до нашей эры >> Читать
Все высказывания древних философов: Читать

Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут

Предложения партнеров

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.