VI век до нашей эры…
«Б»
* Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими, но не живут с ними в согласии.
Конфуций
* Благородный муж думает о Пути, а не о еде. Когда пашут, за этим стоит страх голода. Когда учатся, за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж заботится о Пути и не заботится о бедности.
Конфуций
* Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него — не звучит. (Это интерпретируется как отказ говорить о чем-либо до тех пор, пока правитель прямо об этом не спросит.)
Конфуций
* Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
Конфуций
* Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело – из малых.
Лао-цзы
* Безграничная добродетель похожа на ее недостаток, распространение добродетели похоже на ее расхищение.
Лао-цзы
* Будь способен знать начало и путь древности, и это знание позволит тебе увидеть путеводную нить, ведущую к сегодняшнему дню.
Лао-цзы
* Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.
Лао-цзы
* Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их нa вашей могиле. VI век до нашей эры
* Беседу следует вести так чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами.
* Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
* Боги, говорят жрецы, скоро раскаялись, что сотворили человека. Мы равномерно им ответствуем: человек раскаялся, что сотворил богов.
* Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
* Будь повелителем самого себя: царствуя и благоуправляя собой, ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность.
«В»
* Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.
Анахарсис
* Всем людям свойственно познавать себя и мыслить.
Гераклит
* Война — отец всех вещей, отец всего.
Гераклит
* В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
Клеобул
* В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивлять других.
Конфуций
* Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.
Конфуций
* В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Конфуций
* Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь.
Конфуций
* В 15 лет я направил свои помыслы на учение, в 30 лет — определился, в 40 — не сомневался, в 50 — познал Судьбу Неба, в 60 — обрел смирение, в 70, следуя тому, что желало мое сердце, — не преступал меры.
Конфуций
* В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия.
Лао-цзы
* Bеликая прямота похожа на кривизну, великое остроумие остроумие похоже нa глупость.
Лао-цзы
* Великие дела в Поднебесной обязательно начинаются с малого. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.
Лао-цзы
* В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды, но она падает на крепкое и сильное, и никто не может победить ее.
Лао-цзы
* Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.
Лао-цзы
* Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.
Лао-цзы
* Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение; согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе ни какой опасности.
Лао-цзы
* Восприимчивость же ведет к способности быть справедливым.
* Веди жизнь единообразную, если желаешь иметь смерть в спокойную.
* Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.
* Bо время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
* Воздержи себя от убийства животных: пролитие крови оных привело людей к неистовству проливать кровь подобных себе.
* Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.
* Вино если его пить не в меру, и неблагоразумного и мудрого человека делает одинаково легкомысленными.
«Г»
* Глаза — свидетели более точные, нежели уши.
Гераклит
* Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей.
Конфуций
* Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.
Лао-цзы
* Голос истины противен слуху.
Лао-цзы
* Говори мало пиши еще менее.
* Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.
* Гражданин без собственности не имеет отечества.
«Д»
* Душа спящего подобна пауку посреди паутины, она тотчас стремится в задетую часть тела, и человек пробуждается.
Гераклит
* Добродетели свойственно, а пороку несвойственно избегать несправедливости.
Клеобул
* Дочерей надо выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами.
Клеобул
* Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали.
Конфуций
* Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Конфуций
* Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Конфуций
* Достойный человек не идет по следам других людей.
Конфуций
* Даже самое хорошее оружие не предвещает блага.
Лао-цзы
* Для мудреца почесть и позор от сильных мира одинаково странны.
Лао-цзы
* Довольствующийся самим собой — богач.
Лао-цзы
* Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
Лао-цзы
* Достойный муж делает много но не хвалится сделанным, обретает заслуги но не признает их, потому что не желает обнаружить сою мудрость.
Лао-цзы
* Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.
Лао-цзы
* Делай великое, не обещая великого.
* Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.
* Добрые речи ведите, за чашей веселою сидя.
* Двойною плетью хлещут празднословного.
«Е»
* Если кто лжет и сам утверждает, что лжет, то лжет ли он в этом случае или говорит правду?
* Если бы у слепого спросили, что такое зрение, то он ответил бы, что это слепота.
Гераклит
* Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.
Конфуций
* Если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можно умереть.
Конфуций
* Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?
Конфуций
* «Есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» — спросили у Конфуция. «Да, есть — ответил он. Это снисходительность».
Конфуций
* Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой. Если в тебе недостаток веры, то бытие не верит в тебя.
Лао-цзы
* Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и расточительством.
Лао-цзы
* Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть. Если народ не боится смерти, то что его смертью пугать?
Лао-цзы
* Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек, — и Человек занимает среди сфер первое место.
Лао-цзы
* Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом.
* Если спросят: что есть древнее богов? Ответствуй: страх и надежда.
* Если спросят: в чем состоит благополучие? Ответствуй: быть в согласии с самим собой.
* Если спросят: что есть добродетель? Ответствуй: любомудрие, употребленное в действие.
* Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу.
* Есть невозможные вещи. О них никогда и не думай. То, что сделать нельзя, сделать не сможешь во век.
* Если, сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?
«Ж»
* Жену бери ровню.
Клеобул
* Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
«З»
* Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.
Анахарсис
* Знать, что нужно сделать и не делать этого, — худшая трусость.
Конфуций
* Закон достойных — творить добро и не ссориться.
Лао-цзы
* Знающий меру доволен своим положением. Знающий много — молчалив, а говорящий много не знает ничего.
Лао-цзы
* Знай, что ни какое притворство долго скрываться не может.
* Завещаю: ни в чем не усердствуй, во всем выбирай середину. Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.
«И»
* Иногда и куча сора, рассыпанная наудачу, может дать нечто Прекрасное.
Гераклит
* И убыток может обернуться прибылью, а может и прибыль обернуться убытком.
Лао-цзы
* Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
Лао-цзы
* И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.
* Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
* Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.
* Истинное отечество там, где есть благие нравы.
* Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждой.
* Избегайте душой всяческих ссор и обид.
«К»
* «Какие из кораблей самые безопасные?» — спросили Анахарсиса. Он ответил: «Вытащенные на берег».
Анахарсис
* Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше. VI век до нашей эры
Гераклит
* Когда мы живем, души наши мертвы, когда мы умираем, они оживают.
Гераклит
* Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Конфуций
* Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей.
Конфуций
* Когда имущество сосредоточено в одних руках, народ рассеивается. Когда имущество распределяется, народ объединяется.
Конфуций
* Когда ты видишь доброго человека, старайся превзойти его; когда видишь дурного – изучи свое сердце.
Конфуций
* Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
Лао-цзы
* Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.
Лао-цзы
* Когда нет врагов, то не бывает войны.
Лао-цзы
* Kоль много накопишь, то много исчезнет.
Лао-цзы
* Kто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.
Лао-цзы
* Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ни чего не знает и не к чему не способен.
Лао-цзы
* Kто думает, что постиг все, тот ни чего не знает.
Лао-цзы
* Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
Лао-цзы
* Кто храбр, не зная человеколюбия, тот щедр, не зная бережливости, кто идет вперед не зная смирения, тот погибнет.
Лао-цзы
* Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить долго.
Лао-цзы
* Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот – нравственный муж.
Лао-цзы
* Kто, не зная ничего, держит себя как знающий много, тот болен.
Лао-цзы
* Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, тот ничего не сделает. Кто осторожно оканчивает свое дело, кaк начал, тот не потерпит неудачи.
Лао-цзы
* Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастии других.
«Л»
* Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.
Анахарсис
* Любит природа скрываться.
Гераклит
* Люби больше слушать, нежели говорить.
Клеобул
* Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.
Конфуций
* Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
Лао-цзы
* Люди высшей нравственности не считают себя нравственными, поэтому они имеют высшую нравственность.
Лао-цзы
* Льву и тому не всегда угощаться приходится мясом. Как ни силен, и его может постигнуть нужда.
* Легко счастливому поучать несчастного. Любовь, если можно любовью назвать Безумной похоти женской власть,
Опасней чудовищ, страшнее бури.
«М»
* Многознание уму не учит.
Гераклит
* Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.
Гераклит
* Мудрость заключается в одном: познавать мысль, как то, что правит всем и во всем.
Гераклит
* Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней.
Гераклит
* Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
Гераклит
* Mepa важнее всего.
Клеобул
* Мудрец избегает всякой крайности.
Лао-цзы
* Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других.
* Молчи или говори то, что лучше молчания.
* Мудрый! Будучи обязан жить среди простого народа, будь подобен маслу, плавающему поверх воды, но не смешивающемуся с ней.
* Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.
* Mне ненавистна жена-непоседа и муж ненасытный.
* Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.
«Н»
* На вопрос, как не стать пьяницей, он ответил: «Иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии».
Анахарсис
* На вопрос, кого больше, живых или мертвых, он переспросил: «А кем считать плывущих?»
Анахарсис
* На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, Анахарсис ответил: «Язык».
Анахарсис
* Не делайте поспешных заключений в важнейших делах.
Гераклит
* Нужно, чтобы люди, занимающиеся философией, о многом были хорошо осведомлены.
Гераклит
* Наслаждением властвуй.
Клеобул
* Над осмеиваемыми не тешься — наживешь в них врагов.
Клеобул
* Не презирай низших.
Клеобул
* Нужно слушать, но не подслушивать.
Клеобул
* Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.
Конфуций
* Наилучшее – добившись успеха, устраниться.
* Народ, делая дела, приближаясь к их завершению, постоянного портит их, а если ты также осторожен в конце дела, как и в начале, тогда не испортишь его.
* Не зная постоянства, суетишься, создавая неудачи, а осознание постоянства делает человека восприимчивым.
* Не ссорящийся не осуждается.
* Heзнатные являются основой для знатных, a низкое — основанием для высокого. Поэтому знать и государи, которые сами себя возвышают, прочного положения не имеют, ибо они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь.
* Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень. Hельзя, обожествлять бесов.
* Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
* Heт большего преступления, чем попустительствовать вредным стремлениям.
* Нет большей беды, чем недооценивать противника.
* Нет греха тяжелее страстей.
* На верность твоей собаки полагайся во всякое время, а на верность жены только до первого случая.
* На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом.
* Научитесь познавать людей: познание людей удобнее и нужнее, нежели познание богов.
* Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели законы: нравы суть самые первые законы.
* Начало есть половина всего.
* Не будь одним из тех, кои кажутся мудрыми только в своих сочинениях.
* Не будь членом ученого общества: самые мудрые, когда они составляют общество, становятся простолюдинами.
* Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит ее во зло.
* Не делай выговоров твоей жене при твоих детях.
* Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.
* Не исполняющий должности отца семейства не может быть ни законодателем, ни градоуправителем.
* Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний и нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
* Не поднимайте пыли на жизненном пути.
* Не почитай знания за одно с мудростью.
* He просите у богов ни дождя, ни вёдра: боги не принимают всем участия. В Природе все управляется неизменным законом .
* Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.
* Никогда не советуйся с теми, у кого лоб гладок, они никогда не размышляют.
* Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии.
* Ни чему не удивляйся: удивление произвело богов.
* Не сообразно жене молодой принадлежать мужу старому, ибо подобно челноку, привязанному к кораблю, она не может сообразоваться с движениями кормы и не имеет под собой якоря, но оторвав веревки, часто по ночам находит другую пристань.
* Не повышайте голоса, рассказ ведя Неторопливо. Строгого спокойствия
Пусть будут ваши лица и глаза полны.
* Незавидна участь того, кому никто не завидует.
* Нельзя преодолеть необходимость.
«О»
* Один для меня — десять тысяч если он наилучший.
Гераклит
* Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно — то, изменившись, есть это.
Гераклит
* Остерегайтесь делать то, о чем можете рано или поздно пожалеть.
Конфуций
* Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. — Почему же ты не покидаешь этой местности? — удивился мудрец. — В других областях князья угнетают народ. — Видите, — сказал тогда Конфуций ученикам, — жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.
Конфуций
* Отрицание Пути — это роскошные чертоги и заросшие сорняками поля, богатая одежда, пресыщение пищей и совершенно пустые хранилища.
* Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения. VI век до нашей эры
* Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному.
* Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь, в особенности юность.
* Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.
* Обдумывай дважды и трижды то, что приходит тебе на ум.
«П»
* Прорицателям известно уже только свершившееся.
* Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — безумию.
Анахарсис
* Превратности судьбы умей выносить с благородством.
Клеобул
* Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?
Конфуций
* Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.
Конфуций
* При paзных принципах не найти общего языка.
Конфуций
* Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
Конфуций
* Потеря есть начало размножения, множество – начало потери. При наличии Пути не застаиваются.
* Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.
* Проявляй простоту некрашеного холста, содержи в себе безыскусность необделанного куска дерева, уменьшай корысть и ограничивай желания.
* Повинующийся разуму, повинуется богам. VI век до нашей эры
* Поле свое обрабатывай собственными руками, не оставляй его возделывать твоим невольникам: для земледелия необходимы руки свободного человека.
* Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует.
* Предоставь жрецам исследовать естество богов; ты же занимайся познанием человеческого сердца.
* Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая важнейшая из всех наук.
* Прежде всего не теряй самоуважения! VI век до нашей эры
* Прежде всего прочего удерживай язык свой.
* Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли.
* Природа едина, и ничего нет ей равного: мать и дщерь себя самой, она есть Божество богов. Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам.
* Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни — дружба.
* Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым, так как начало премудрости есть молчание.
* Пресыщение рождает наглость, когда человеку дурному выпадает на долю счастье и когда он не обладает здравым умом.
«Р»
* Рынок — это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.
Анахарсис
* Pоком я называю порядок и последовательность причин, когда одна причина, связанная с другой, порождает из себя явление.
Гераклит
* Различным образом испытывай нрав друзей, особенно же смотри, каков кто во гневе.
* Родства и дружбы сила велика.
«С»
* С гневом бороться трудно: за все, что он хочет, жизнью платишь. Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.
Гераклит
* С женой при чужих не ласкайся и не ссорьcя: первое — знак глупости, второе — бешенства.
Клеобул
* Силой ничего не верши.
Клеобул
* Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти.
Конфуций
* Совершенно мудрого человека я не видел. Увидеть благородного мужа — этого достаточно. Доброго человека я не видел. Увидеть обладающего постоянством — этого достаточно.
Конфуций
* Соотношение между правителем и народом таково: император — всадник, чиновники и закон – узда и вожжи, народ — лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно их правильно взнуздать, ровно держать вожжи и стимул. Следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних. При этих условиях правителю можно не издавать не одного звука, вовсе не хлопать вожжами и нe подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут.
Конфуций
* Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда Стрелок промахивается, он не винит других, а ищет причину в самом себе.
Конфуций
* «Существует ли бессмертие?» — спросили у Конфуция. «Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что такое – смерть?» — ответил он.
Конфуций
* Совершенство воина — в бдительности, постоянной боевой готовности, в строгости, в искренности, в непроницаемом спокойствии.
* Смертный! Когда несчастье станет стучаться у дверей твоих, отвори ему их с веселым лицом, не дожидаясь, чтобы оно постучалось к тебе в другой раз: сопротивление раздражает его, покорность делает безоружным.
* Старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем, прежде чем заснуть, спроси себя: «Что я сделал?»
* Собака есть изображение друга. Совесть да будет единственным твоим божеством.
* Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время.
* Статую красит вид, а человека его деяния. VI век до нашей эры
* Строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство.
* Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов. Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
* Свершивший, да несет последствия дел своих.
* Скажу открыто: ненавижу всех богов.
* Страшен брак по принуждению.
«Т»
* Te, кто, слушая, не понимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «Присутствуя, они отсутствуют».
Гераклит
* То, что самый испытанный мудрец знает и соблюдает, есть только мнение. VI век до нашей эры
Гераклит
* Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.
Конфуций
* Tот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить.
Конфуций
* Toт, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, недостоин того, чтобы с ним вести беседу.
Конфуций
* Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь — конченый человек.
Конфуций
* Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Конфуций
* Тот, кто знает людей, благоразумен. Знающий себя — просвещен. Побеждающий людей — силен. Побеждающий самого себя — могуществен.
* Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым не ценит свою жизнь.
* Тело свое не делай гробом своей души. VI век до нашей эры
* Трудно разумному долгий вести разговор с дураком. Но и все время молчать — сверх человеческих сил.
«У»
* Удивительно, кaк при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками — из больших.
Анахарсис
* Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, Анахарсис сказал, что корабельщики плывут на четыре пальца от смерти.
Анахарсис
* Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое.
Конфуций
* Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
* Упившись вином, не приступай к святому делу деторождения.
* Удачливый глупец — большое бедствие. VI век до нашей эры
«Х»
* Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
* Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло.
* Хорошие и красивые люди живут на земле не для того, чтобы отдыхать и развлекаться, а чтобы помогать своим ближним.
* Хоть плохо мне, но это не причина
Чтоб доставлять страдания другим.
«Ц»
* Цзы-Гун спросил: «Если бы Вы не высказывались, то что бы тогда ученики записали в связи с этим?» Конфуций ответил: «Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются в связи с этим. Сто вещей живут в связи с этим. Разве Небо высказывается?».
Конфуций
«Ч»
* Человеческий образ мыслей не обладает разумом, божественный же обладает.
Гераклит
* Человеческие мысли — детские игры.
Гераклит
* Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
Конфуций
* Человек при рождении нежен и слаб, при смерти тверд и крепок. Все вещи и растения при рождении нежны и слабы, а при смерти тверды и крепки. Твердое и крепкое — это то, что погибает. Нежное и слабое — это то, что начинает жить. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое есть у нежного и слабого.
* Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует Дао, а Дао следует естественности.
* Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтоб они делали тебе.
* Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
* Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицаниям, и к похвале.
«Ш»
* Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.
«Э»
* Эти ваши указы ничем не отличаются от паутин. Они будут сдерживать любого слабого и незначительного, кто попадется в них, но они будут разорваны на куски людьми с властью и богатством.
Анахарсис