Афоризмы древнего мира

Алфовитный указатель: «В» «Г» «Д» «Е» «Ж» «З» «И» «К» «Л» «М» «Н» «О» «П» «Р» «С» «Т» «У» «Х» «Ц» «Ч» «Ш» «Ю» «Я»

«Б»

* Бедняка, стремящегося к богатству, в его поисках ожидает только неудача. Богатства заманиваются богатствами, как дикиe слоны прирученными слонами.

* Безумный утешается прошедшим, слабоумный — будущим, умный — настоящим.

* Беспричинная ссора — вот признак глупости.

* Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.

* Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их; низкий — лишь о недостатках.
И пусть оба они лгут — первый идет на небо, второй — в преисподнюю.

* Богатств единственная ценность, хотя бы и ничтожных, в том, что стремящийся ко благу мира отдать их может: ведь то, что отдается, обращается в сокровище, а что не отдается, тому один конец — уничтожение.

* Богатство и постоянное здоровье, друг и сладкоречивая жена, послушный сын и полезное знание — вот шесть благ в этом мире.

* Бойся опасности, пока ее нет; когда же опасность пришла, не бойся, а борись с ней.

* Брахманом становятся не из-за спутанных волос, родословной или рождения. В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман.

* Будь внимателен к гостю — пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.

* Быть благодарным миру; желать каждому добра — это лучше и больше всякого благодеяния, да к тому же не требует никаких затрат.

«В»

* В бессилии гнев очень сильный.

* В вопросах справедливости я — вождь народа, и если бы на путь неправый уклонился сам, в каком же положении народ мой оказался? Ведь он в своих поступках следует моим путем.

* В детстве глупец думает лишь об отце с матерью, в молодости — лишь о возлюбленной, в старости — лишь о детях.
Так и не успевает он подумать о себе самом.

* В этом мире ликует он и в ином ликует, в обоих мирах творящий добро ликует. «Добро сделано мной!» — ликует он. Еще больше ликует он, достигнув счастья.

* Ведь в сердце, слабом от любви, нельзя предполагать спокойствие и твердость.

* Ведь мудрый сам идет путем благим, а также и других ведет дорогой той же; слова, как ни были б они суровы, в нем раздражения не вызывают, коль сказаны они ему на благо.

* Вино вначале сладко и этим отвлекает тех, кто грех в нем видеть неспособен, подобно восхитительному пути.

* Вкус пищи знает тот, кто ест; ответить может лишь тот, кого спрашивают; сны видит лишь тот, кто спит; а для злодея наилучшим примером служит судья, сам достойный суда.

* Внимай полезной речи, пусть она исходит от ребенка; не слушай дурных речей, пусть они исходят от старца.

* Воистину, кто перейдет в загробное царство, Будет в числе мудрецов, без помехи Говорящих с божественным Ра.

* Воспитай в себе чувство кротости, не будь привержен страстям и отринь чувства гнева и ярости.

* Время никого не любит и никого не ненавидит, время ко всем равнодушно — оно уносит всех.

* Время, собственная природа, необходимость, случайность,— суть первичные элементы, но только благоприятное или неблагоприятное сочетание их становится причиной счастья или несчастья. Корень счастья — в самопознании и подвижничестве.

* Все задуманное можно осуществить человеческими усилиями. То, что зовем мы судьбою, есть лишь незримые свойства людей.

* Все наши дела, мысли и речи следуют за нами — творите же доброе!

* Всегда украшен мудрый скромностью и прямотой, всегда принять благо сказанное может, и так как дух мой сам стремится к добродетели, то он склоняется к сторонникам добра.

* Вспыльчивый никогда не познает истину.

* Всякое беспристрастно решенное дело лишает ложь Силы. Утверждает истину, создает добро и уничтожает Зло подобно пище, которая уничтожает голод.

* Вялость, женолюбие, болезненность, привязанность к родным местам, довольство жизнью, боязливость — вот шесть преград на пути к величию.

«Г»

* Где чтят недостойных и презирают достойных, там находят себе прибежище трое: голод, смерть и страх.

* Герой, ученый и красавица куда бы ни пошли, везде найдут приют.

* Глупец суетиться во всю, затеяв пустяк; умный сохраняет спокойствие, берясь 3a великое дело.

* Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».

* Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного не говори приятного, но не правдивого — вот извечная заповедь.

* Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства; будь щедрым, но не недостойным; будь смелым, но без дерзости.

* Грязнее всего грязь невежества, худшая грязь.

«Д»

* Дa будет ненависти пламя, которое, как враг, созданьями овладевая, заставить может их прийти к утрате всех богатств и к оскверненью касты и блага доброй славы, — да будет пламя то далеко от меня.

* Да не изрекают уста твои слов, которые не обдуманы в сердце. Ибо лучше споткнуться мысленно, чем споткнуться в разговоре.

* Давать советы глупцу — только злить его.

* Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение — вот шесть признаков дружбы.

* Даже мучимые жестокими страданиями, добрые неспособны стать на путь низких, находя опору в своей высокой нравственной стойкости.

* Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье.

* Даже побуждаемый к дурным поступкам добродетельный человек не будет совершать их из-за своей непривычности к ним.

* Даже разум глупца мирится с истиной.

* Даже страдание, если оно несет благо ближнему, доброжелательные ценят высоко, словно прибыль.

* Даже тот, кто далеко, стоит рядом, если он в твоем сердце; даже тот, кто стоит рядом, далек, если твои мысли далеки от него.

* Два пути перед мудрыми в этом бесплодном и непостоянном мире: вкушать нектар высшего знания или наслаждаться юными Красавицами.

* Два средства есть от телесных и душевных недугов: или примени противодействие, или не думай о них.

* Два упущения возможны при владении богатством: давать недостойному и не давать достойному.

* Две ошибки совершил творец: создал женщин и золото.

* Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо.

* Дело стоит рядом со состоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени.

* Для жадного нет дельного и не дельного, нет славного и позорного, нет доброго и злого — для него есть только выгодное и невыгодное.

* До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом.

* До тех лишь пор бывает человек хозяином своих дел, пока в ухо ему не вонзается стрекало женских речей.

* Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

* Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро — это делать для них то, чего желал бы самому себе.

* Добродетель вселяется в природу праведных благодаря постоянным упражнениям.

* Доставив счастье или отвратив несчастье от другого существа, хоть и с трудом великим, гораздо более доволен добродетельный, чем если бы с легкостью он своего добился счастья.

* Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки. Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде.

* Друг познается в беде, герой — в битве, честный — в уплате долга, жена — в бедности, родственники — в невзгодах.

* Друзья приятны, когда в них возникает потребность. Приятно удовольствие, если оно взаимно.

«Е»

* Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве.

* Eсли даже человек мало повторяет писание, но живет, следуя дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества, обладая истиным знанием, свободным разумом, не имея привязанностей ни в этом, ни в ином мире, — он причастен к святости.

* Если добрый сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нем свои намерения, ибо накопление добра— радостно. Если злой сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нем свои намерения, ибо накопление зла — горестно.

* Если у слепого есть знания, он лучше невежественного зрячего.

* Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.

* Если дружбой дорожишь, Ты в дому, куда вступаешь Как почетный гость иль брат, Обходи с опаской женщин!

* Eсли кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище.

* Eсли нe исправишь зло, оно удвоится.

* Если нельзя избежать опасности, что толку в трусости, которая все равно не защитит тебя?

* Если рука не ранена, можно нести в руке и яд — яд, не повредит не имеющему ран. Kто нe делает зла, не подвержен злу.

* Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепится в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.

* Eсли счастье достигается благодаря мученьям ближних иль отвращается таким же образом беда, то счастья в результате не достигнуть и так не стоит поступать.

* Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребенку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю.

* Если ты склонен к добру, заведи себе дом. Как подобает, его госпожу возлюби. Чрево ее насыщай, одевай ее тело,
Кожу ее умащай благовонным бальзамом, Сердце ее услаждай, поколе жив!

* Если услуга — праведный поступок, то кто же будет сожалеть потом? А то, что сделано в расчете на награду, — не услуга, а лишь, отдача в долг.

* Если услышишь слово секретное, то пусть в душе твоей оно и умрет.

* Если что-либо должно быть сделано — делай, совершай с твердостью. Ибо расслабленный странник только больше поднимает пыли.

«Ж»

* Жадности огонь, который жжет не знающие удовлетворения сердца тех, кто получил желанную супругу и детей, достиг богатства и могущества и даже больше, чем желал, — да не проникнет в мое сердце.

* Жадность бездонна — в эту пропасть можно падать бесконечно.
Корыстный часто не знает, чего он хочет, и единственное, что его ждет, — это конечная неудача.

* Женских тел фаянс прохладный ослепляет, обольщает,
Чтобы тотчас превратиться в пламенеющий сардоникс,
Обладанье ими — краткий сон.

* Постиженье их — подобно смерти!

* Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погpужен во мрак.

* Женщины учены от природы, мужчины — от книг.

* Жестокость — даже к злым — ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?

* Живи в молодости так, чтобы быть счастливым в старости.

* Жизнь — дыхание, ибо пока в теле пребывает дыхание, до той поры пребывает и жизнь. Живет лишенный речи, зрения, слуха, живет безумный, безрукий и безногий, но воистину никто не живет без дыхания. Поистине, дыхание — это познание. Поистине, познание — это дыхание, изучение и обучение — это подвижничество.

* Жизнь каждого предназначена для радости и земных удовольствий, а если их нет и есть страх и ложь, то она хуже смерти.

* Жизнь одна — тел много, истина одна — заблуждений много, знание одно — ересей много. Какой мудрец разберется во всех противоречиях?

«З»

* Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом.

* Занозу, расшатанный зуб и дурного советчика надо удалять с корнем — вот условие покоя.

* Заслуги — эти приятные цветы растущей славы, благоговейно собранные при помощи добрых дел, уже здесь оказывают свое влияние.

* Здоровье — величайшая победа; удовлетворение — величайшее богатство; доверие — лучший из родственников; нирвана — величайшее благо.

* Здоровье, стойкость, могущество — великие блага, но они бесполезны, если нет наслаждения любовью.

* Знание зависит от ученья, почет — отдел, благополучие — от усердия, награда — от судьбы.
И благое, и приятное приходят к человеку; он различает их. Ибо разумный предпочитает благое приятному, а глупый, ради мирского благополучия, выбирает приятное.

«И»

* И если незаметна где-нибудь причина, то как суверенностью скажешь ты, что нет ее совсем? Ведь существующее можем не увидеть мы и по другой причине, как на исходе дня не видим солнца яркий диск.

* Из костей сделана эта крепость, плотью и кровью оштукатурена; старость и смерть, обман и лицемерие заложены в ней. Те, кто не вел праведной жизни, не достиг в молодости богатства, гибнут, как старые цапли на пруду, в котором нет рыб.

* Известно, что Ормузд создал эти земные творения силой врожденного разума. И земля и небо управляются разумом.

* Истина paно или поздно все равно выйдет на свет, и ложь будет повержена в прах.

* Истинная красота женщины — в кротости ее характера, а прелесть ее — в кротости ее речей.

* Истинно великий не может быть жадным.

«K»

* Кривыми путями не добраться барке до гавани.

* К умному и честному стремись, с умным и лживым будь настороже, честного и глупого жалей, лживого и глупого избегай.

* Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо развитый ум просачивается вожделение.

* Как изумруд скрыто под спудом разумное слово. Находишь его между тем у рабыни, что мелет зерно.

* Как несчастен приходящий с жалобой! Удел несчастного быть просителем.

* Kaк нет пользы от колец в ушах для дикого осла, нeт пользы от женщины с важной осанкою, если она лукава в словах своих, лишена мудрости, словоохотлива и многоречива.

* Kaк ни скор человек на слово, он порою слишком торопиться в мыслях. Kaк ни быстро откликается на все его сердце, ему не поспеть за его страстями.

* Книга лучше расписного надгробья и прочнее стены. Написанное в книге возродит дома и пирамиды в сердцах тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина.

* Когда один смел в битве, все войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами.

* Когда случается упасть, достойный человек падает, как мяч, ничтожный — как ком глины.

* Кого боги задумали погубить, того они лишают рассудка, и все представляется ему в ложном свете.

* Конь, оружие, наука, лютня, речь, мужчина и женщина бывают хороши или дурны — все зависит от того, кaк с ними обращаются.

* Кто будет предотвращать злодеяния, если тот, кто обязан бороться с пороками, сам им подвержен?

* Kто видит слишком далеко, не спокоен сердцем. He печалься же ни о чем заранее и не радуйся тому, чего еще нет.

* Кто, зная о злодействе и имея силу ему воспрепятствовать, не сделал этого — виноват наравне со злодеем.

* Кто не встает, когда время вставать, кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, — он, беспечный и ленивый, не найдет пути к мудрости.

* Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, и другого.

* Kто не отвечает ни на излишнюю хвалу, ни на порицание, кто не отвечает ударом на удар, кто не желает зла обидчику, тому завидуют боги.

* Kто отвернется даже от проявляющего преданность ему, иль опечален будет расположением своим к отвергнувшему его, илизабудет прежние благодеяния, тот, несмотря на облик человека, сомненья возбуждает – так ли это?

* Кто прежде был легкомысленным, а потом стал серьезным, тот освещает этот мир, как луна, освобожденная от облаков.

* Kто расставляет сети, сам в них попадается; кто роет яму, сам в нее свалится; кто точит меч, сам от меча погибнет.

* Кто убивает, тоже будет убит. Кто приказывает убить, тоже будет убит по приказу.

«Л»

* Лишь тот, кто честен и добр, благополучно достигает берега.

* Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.

* Лекарство от несчастья — не думать о нем. Kогдa думаешь о несчастье, оно не проходит, а возрастает.

* Лишениями закаленные, сердца простого люда не так глубоко поражаются страданиями, как не видавшие страданий нежные сердца людей из знати, случайно оказавшихся в беде.

* Лишь ученому ведомо утомление ученых; не поймет бесплодная болей роженицы.

* Ложь кормится истиной, на ней она расцветает, но жизнь ее не долга.

* Лучше враждовать с умным, чем дружить с дураком.

* Лучше всего деньги, добытые собственным трудом, хуже — добытые по наследству, еще хуже — от брата, хуже всего — от женщины.

* Лучше мгновение, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни.

* Лучше худо исполнять свой долг, чем хорошо — чужой. Не совершает греха тот, кто следует собственной природе.

* Лучше получить от умного сто ударов, чем разрешить глупцу вылить на твою голову благовонные масла.

* Люби людей, чтобы люди тебя любили.

* Любовь к женщине острее крюка, которым укрощают диких слонов, горячее пламени; она подобна стреле, вонзающейся в душу человека.

* Любовь, решительность, сомнение, вера, неверие, твердость, не твердость, стыд размышления, страх — все это разум.

«М»

* Милосердие — сила добродетельного человека. Мир и труд — вот источник благополучия.

* Можно поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины.

* Молчание лучше слов.

* Мошенничество несовместимо с правосудием. Лишь когда все меряешь правильной мерой, правосудие торжествует.

* Мудрец обратился к своему сыну: «Будь безгрешным, чтобы не испытывать страха. Будь благодарным, чтобы быть достойным. Будь благоразумным, чтобы быть богатым. Будь довольным и смиренным, чтобы иметь много друзей. Остерегайся людей завистливых. Думай об устройстве своего дома. Будь любезным с друзьями и уступчивым с каждым, чтобы тебя не стыдили. Не ссорься ни с кем, не борись за место. Не служи злому духу и не ешь скот. Пей вино в меру, во время вкушения вина говори умеренно. Порока в умеренном вкушении вина нет. Сам внимательно следи за своими недостатками. Говори правдиво. С пьяным трапезу не разделяй. Не бери накопленное у начальников твоих, чтобы был тебе почет. Остерегайся врага, если он стоит у власти. Везде и всегда будь старательным. Нигде и никогда не делай никому того, что тебе не кажется хорошим. Считай самым плохим человеком невежественного и полагай его несчастным. Не будь мстительным и завистливым, к жене и детям относись как можно лучше и доброжелательнее. Выбирай жену смышленую, друга — обходительного. Злобу в себе не допускай. Не будь переменчив, не водись с распутницей, иначе все грехи ее перейдут на тебя. Будь щедрым за счет твоего имущества, а не за счет чужого, так как тело не вечно, а душа — вечна.

* Мудрые отдают время поэзии и наукам, глупые — порокам, сну и ссорам.

* Мудрые сдержанны телом; они также сдержанны в слове; мудрые сдержанны умом; они поистине во всем сдержанны.

* Мудрый не ведает печали.

* Мудрый не горюет о потерянном, об умершем и о прошлом. Тем он и отличается от глупца.

* Мудрый не оплакивает ни умерших, ни живых. Мы видим Время, хоть оно пребывает разом во множестве мест.

* Мысль, оставившая различие между размышляющим и размышлением, подобная светильнику в безветренном месте, занятая одним лишь предметом размышления, бывает высшим завершением, — «облаком добродетели», как зовут его боги. Тогда человек при жизни становится освобожденным.

* Мягкость побеждает мягких, мягкость побеждает суровых. Нет ничего недостижимого для мягкости. Мягкость сильнее всего.

«Н»

* На восходе солнце красно, красно оно и на закате. И в счастье, и в не счастье неизменны великие.

* На земле люди могут обрести лучшую жизнь, радость, славу и всякое благо силою разума. И тому, кто хорош характером, нравом и поведением, надо благодарить разум.

* На чем основан глаз? На образах. На чем же основаны образы? На сердце. На чем же основана вера. На сердце.

* Надежда — источник великой тревоги, свобода от надежд – источник великого покоя.

* Наука есть разрешение многих сомнений, она есть видение сокрытого, она есть око для всего.

* Науки ведут к скромности, лишь глупец кичится ученостью. Taк свет усиливает наше зрение и делает слепыми сов.

* Не берись ни за какие дела — вот первый признак мудрости. Взявшись же за дело, доводи его до конца — вот второй
признак мудрости.

* Никому не открывай того секрета, дабы он не стал пылающим углем во рту твоем, не обжег языка твоего, не причинил страданий душе твоей и не заставил тебя возроптать против Богa.

* Не будь груб ни с кем — тебе ответят тем же. Сердитая речь причиняет боль, и тебя настигает возмездие.

* Не будь ни слишком близко, ни слишком далеко от царей, огня, старших и женщин: окажешься слишком близко — они
погубят тебя; окажешься слишком далеко — они будут бесполезны для тебя.

* Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, не слишком склонным к доказательствам, не слишком гневливым. Излишек в чем бы то ни было опасен: грубость раздражает людей, упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку,

* Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы.

* Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных.

* Не вмешивайся в дела мужа с женой, не вмешивайся в дела отца с сыном,

* Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому.

* Не думай легкомысленно о зле: «Оно не придет ко мне». Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Глупый
наполняется злом, даже понемногу накапливая его.

* Не живи в стране, которою никто не правит, правят многие, правит женщина или правит дитя.

* Не звучит лютня без струн, не катится повозка без колес, несчастлива женщина без мужа — пусть у нее сотня родичей.

* Не катится колесница на одном колесе, не совершается судьба без людских усилий.

* Не одолеть сильному слабого, когда тот недоверчив. Но даже слабый одолеет сильного, когда тот доверчив.

* Не победить сильным слабых, если те держатся вместе; не страшен ураган кустам, что растут близко друг к другу.

* Не подобает разумному вести в собрании дурные речи о другом.

* He приносят пользы мудрые наставления тому, кто страшится действия. Что проку от светильника в руках слепого.

* Не рассказывай о том, что задумал: не бывает успеха у замысла, что открыт другому.

* Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть; нет несчастья большего, чем тело; нет счастья, paвного спокойствию.

* Нет подвижничества, равного терпеливости; нет счастья, равного удовлетворенности; нет дара, равного дружбе; нет добродетели, равной состраданию.

* Нет преграды, равной преграде невежества.

* Нет приятного прошлого для немилостивого, нет друзей у того, кто глух к справедливости, нет праздничного дня
для корыстолюбца.

* Ни матери, ни жене, ни брату, ни собственным детям нельзя довериться так, как истинному другу.

* Нигде не будет затруднений в пище у того, кто верен обету удовлетворенности. Где же не найти травы, или листьев, или пруда с водой?

* Ни кто не бывает от природы ни высоким, ни низким — лишь собственные дела ведут человека к почету или презрению.

* Ни кто не грозит спелому плоду, кроме падения; ничто не гpозит рожденному на свет, кроме смерти.

* Ничтожен тот, кто способен говорить о чужих недостатках или о своих добродетелях. Ни о чужих недостатках, ни о своих добродетелях не говорит истинно достойный.

«О»

* Она — превосходная пашня для своего господина.

* О, без сомнения, в беду попавший человек особенно достоин состраданья добрых, глупость ведь корень всех несчастий, а потому она и есть страшнейшее несчастье.

* О, мы живем очень счастливо — не враждующие среди враждующих, здоровые среди больных, не томящиеся среди томящихся, хотя у нас нет ничего. Мы будем питаться радостью, как спящие боги.

* О, сохрани меня ты от несчастья слушать где-нибудь глупца иль на него смотреть и говорить с ним! Не дай мне испытать тяжелый гнет совместной жизни с ним!

* Обилие плодов клонит ветвь книзу, пышный хвост замедляет походку павлина, быстроногого коня стреножат. Так сами достоинства причиняют зло.

* Огонь заливают водой, от солнца укрываются зонтиком, от болезни спасаются лекарством. Oт всего есть средство — нет средства лишь от глупости.

* Один день жизни обладающего кипучей энергией человека лучше столетнего прозябания ленивого и лишенного энергии человека.

* Oдин есть путь — путь истины, все остальное — не пути.

* Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз отдают замуж девушку — три эти дела делают лишь раз.

* Одно полезное слово услышав которое становятся спокойными, лучше, чем тысяча речей, составленных из бесполезных слов.

* «Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал меня». У тех, кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.

* Они не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследников, детей, сохранивших их имена. Но они оставили свое наследство в писаниях, поучениях, Сделанных ими.

«П»

* Плохие и вредные для себя дела делать легко. То же, что хорошо и полезно, делать в высшей степени трудно.

* Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся и от побед и от поражений.

* Победи сначала самого себя, а потом — врагов. Как может владеть другими не владеющий собой?

* Победить самого себя — это лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным.

* Побеждай гнев мягкостью, зло — добром, жадность — щедростью, ложь — правдой.

* Побеждай жадного деньгами, гордого — мольбой, глупого — потворством, мудрого – правдивостью.

* Побежденного обласкай и отнесись с уважением: у тебя будет еще один друг.

* Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым. Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.

* Подаяние, даяние жрецу — защита жертвоприношений. Все существа в мире живут за счет даятеля. Все основано на подаянии. Поэтому подаяние называют высшим.

* Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.

* Поистине женщина — это огонь. Лоно — его топливо. Волоски — дым. Детородные части — пламя. Введение внутрь — угли. Наслаждение — искры. На этом огне боги совершают подношение человека. Он живет сколько живет. Когда же он умирает, то несут его к погребальному огню. На этом огне боги совершают подношение человека. Из этого подношения возникает человек. Покрытый сиянием.

* Поистине человек — это огонь. На этом огне боги совершают подношение пищи. Из этого подношения возникает семя.

* Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятное ища и отстраняя неприятное. Поэтому что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся.

* Пока у мужчины не искоренено желание к женщине — пусть даже самое малое, — до тех пор его ум на привязи подобно теленку, сосущему молоко матери.

* Пока человек полон жизненных сил, он забывает о неумолимой смерти, встречи с которой ему не избежать. Поэтому глупец не задает важных вопросов об истинных проблемах жизни. Каждый думает, что никогда не умрет, хотя на каждом шагу сталкивается с напоминаниями о смерти.

* Полезно слушать слова других.

* Помни: только жизнь, имеет цену!

* Порочная жена позорит славу и счастье обоих родов, как ночь, которая, скрыв месяц в облаках, окутывает тьмою всю красоту земли и неба.

* Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.

* Построены были двери и дома. Но они разрушились, жрецы заупокойных служб исчезли, их памятники покрылись грязью, гробницы забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, написанные, пока они живы, и память о том, кто написал их, вечна.

*Преувеличения и излишества к добру не ведут. Если же будешь молчать и слишком долго глотать слова, даже Истина может устареть и оказаться некстати. Не желает ли Истина в сердце своем опьянения?

* Пройдет время, и друг станет врагом, а враг — другом. Ибо собственная выгода сильнее всего.

* Пропадает знание без дела, пропадает человек без знания, пропадает войско без полководца, пропадают женщины без мужчин.

* Пусть драгоценность валяется под ногами, а стекло украшает голову — драгоценность остается драгоценностью, а стекло —стеклом.

* Пусть никто не соединяется с плохими друзьями, пусть никто не соединяется с плохими людьми. Привяжитесь к хорошим друзьям, привяжитесь к благородным людям.

* Пусть тебя озолотят, не доверяй врагу и не любящей женщине — иначе ты погиб.

«Р»

* Раб своих надежд — раб всех людей, повелитель своих надежд — повелитель всего мира.

* Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.

* Радуйся выпавшей тебе радости, перенеси выпавшее тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец ждет урожая.

* Разве бывает что-либо прекрасно или безобразно само по себе? Что нравится человеку, то для него и прекрасно.

* Разве долго продлится пора гостеванья земного? Время, как сон, промелькнет, И «Добро пожаловать!» скажут в полях Заката пришельцу.

* Разум без отваги — свойство женщины; отвага без разума — свойство скотины.

* Разум дороже всех богатств мира.

* Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве.

«С»

* С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно — также влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки.

* Сам человек совершает зло и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самими собой. Одному другого не очистить.

* Само собой разрастается масляное пятно на воде, чужой секрет в устах сплетника, малый дар у достойного и знание у разумного — такова природа вещей.

* Самое лучшее — разум, так как землю можно обустроить разумом и небо можно подчинить себе силою разума.

* Сердце злодея твердо в счастье и мягко в несчастье; сердце достойного мягко в счастье и твердо в несчастье.

* Слеп этот мир. Немногие в нем видят ясно. Подобно птице, освобожденной из сети, лишь немногие попадают на небеса.

* Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро.

* Смотрите благожелательно на все сущее: пусть каждое ваше слово будет спокойно, приветливо, благосклонно; пусть каждое действие ваше служит к исправлению, к развитию добра.

* Спокойствие страны — в справедливости.

* Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.

* Судьба — царь над всеми и всем, ветер, от которого никто и никуда не может убежать. Если тому, кто ленив, невежествен и злобен, судьба станет другом, то его лень станет подобна усердию, невежество — мудрости, а злоба — доброте. А если тому, кто мудр, достоин и хорош, судьба станет врагом, то его мудрость превратится в глупость,
достоинство — в невежество, а знания и умения окажутся бесполезными.

* Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга — в добре ближнему, грех — в зле ближнему.

* Справедливость же всегда бессмертна.

«Т»

* Творец дал человеку глаза, поэтому человек глядит вовне, а не внутрь себя. Мудрец же, стремясь к бессмертию, глядит внутрь себя, закрыв глаза.

* Тело — колесница; рассудок — колесничий; разум — поводья. Кто не наделен распознанием, чей разум никогда не сосредоточен, чувства у того не знают узды, словно дурной конь у неумелого колесничего.

* Tело старится от странствий, гора — от воды, женщина — от неудовлетворенных желаний, сердце — от злых pечей.

* Терпение — добродетель бессильного и украшение сильного. Терпение — украшение мужчины, скромность — украшение женщины; однако получивший оскорбление должен ответить силой, а предающаяся любовным наслаждениям — оставить сдержанность.

* То, что должно быть распознано, неистощимо и наделено тонкой сущностью, а жизнь поистине непрочна, поэтому, оставив сети наук, следует размышлять о том, что истинно.

* То, что судьба судила нам получить, мы получим и лежа в постели. То, чего не судила, — не получим, каких бы усилий ни прилагали.

* Тогда лишь стоит родиться, когда тебе уготована свобода. Если рабство — жизнь, что такое смерть?

* Того посещает богиня счастья, кто трудится подобно льву. Лишь ничтожные говорят: «Всё от судьбы!» Одолевай судьбу мужественными делами; если же усердие твое не увенчается успехом, то нет на тебе вины!

* Только богам открыты предначертания судьбы.

* Только тем великим душам, которые непоколебимо верят в Господа и духовного учителя, сам собой открывается весь смысл Ведического знания.

* Tолько тот истинно учен, кто хорошо поступает.

* Томимый страстью не уснет на мягком ложе; удовлетворивший страсть сладко уснет и на шипах.

* Tот велик кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.

* Тот настоящий человек, кто сбрасывает подступивший гнев, как змея сбрасывает старую кожу.

* Tот человек сильнее, кто отстраняет от себя пятерых демонов: жадность, злобу, трусость, похоть и неудовлетворенность.

* Тот, кто ленив, самый бесчестный из людей, так как творец Ормузд не создал ни зернышка для того, кто ленив.

* Тот, кто отбросил зло, зовется брахманом, кто не совершил зла ни телом, ни словом, ни мыслью.

* Тот, кто приобрел богатство через грех и радуется, пусть знает, что эта его радость — хуже несчастья.

* Тот, чье сердце не стремится ни к наукам, ни к битвам, ни к женщинам, напрасно родился на свет, похитив юность матери.

* Ты думаешь: «Я один» — и не знаешь, что сердце твое не покидает мудрец, взирающий на добро и зло, творимые тобою.

«У»

* У кого богатство — у того друзья, родственники, тот настоящий человек на свете, — тот пандит (образованный человек).

* У кого не хватит ума поучать другого? Лишь великий разумом сам способен следовать надлежащим путем.

* У сидящего и счастье всегда сидящее, у стоящего оно стоит прямо, без движенья оно лежит у лежащего, и вперед идет счастье странника.

* У того, чья мысль нестойка, кто не знает истинной дхаммы, чья вера колеблется, — мудрость не становится совершенной.

* У цветов аромат не распространяется против ветра, также — у сандалового дерева, у тагары или у жасмина. Аромат же добродетельных распространяется и против ветра. Благой человек проникает повсюду.

* У человека со смущенной мыслью, с сильной страстью, видящего лишь удовольствие, желание все возрастает: поистине они делают путы крепкими.

* У человека, лишенного богатства и поэтому неразумного, все действия прекращаются, как мелкие ручьи пересыхают летом!

* Уже одна ревность мужа влечет жену к другому. Разумный охраняет жену, не показывая ревности.

* Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.

* Укрощенные подавлением желаний сбрасывают с себя грехи. Поэтому подавление желаний называют высшим.

* Умасти миррой локоны Истины — Пусть благополучие и здоровье будут с ней.

* Успокоенные покоем творят благодеяния тем обретают небо. Поэтому покой называют высшим.

* Ученостью зря не кичись! Не считай, что один ты всеведущ! He только у мудрых — У неискушенных совета ищи.

«Х»

* Хозяйка дома — вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.

* Хорошая жена трудится на тебя, как слуга; дает советы, как советник; прекрасна, как богиня красоты; спокойна и вынослива, как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как Гётера. Хорошая жена — шесть лиц в одном.

* Хорошо сказанное слово человека, который ему не следует, столь же бесплодно, как и прекрасный цветок с приятной окраской, но лишенный аромата.

* Хорошо сказанное слово человека, следующего ему, плодоносно, как прекрасный цветок с приятной окраской и благоухающий.

«Ц»

* Ценнейшего клада стократ добродетель ценней, несчастнее нет позабывших о ней.

* Ценность человека познается после его смерти.

«Ч»

* Чаше весов подобен ничтожный человек: чуть что — он возносится, чуть что — падает.

* Человек должен трудиться — плохо ему, когда он бездействует. Человек служит человеку — человек служит деньгам.

* Человек, творящий зло, — враг самому себе: ведь сам он вкусит Плоды своего зла.

* Чем человек ощущает образ, вкус, запах, звуки и любовные прикосновения, тем он и познает. Что же остается? Разум и сердце. В сердце сто и одна артерия, из них лишь одна ведет к голове. Идущий по ней вверх достигает бессмертия, ко всем другим органам и частям тела идyт другие артерии, но ни одна из них к бессмертию не приводит.

* Чему суждено быть, то и будет со мной. Неотвратим путь событий, мое дело — следовать ему.

* Чистых сердцем не склонить к дурным деяниям. Помня это, следует стремиться к душевной чистотe.

* Что бы тебе ни сказали, ни с кем не говори так, словно он не имеет права с тобой разговаривать.

* Что может быть хуже неверных весов, фальшивой гири или справедливого и честного человека, сделавшегося обманщиком?

* Что называют высшим? Истиной веет ветер, истиной сияет солнце, истина — основание речи, все основано на истине. Поэтому истину называют высшим. Подвижничеством боги вначале достигают божественности. Bсе основанно нa подвижничестве. Поэтому подвижничество называют высшим.

* Что пользы от науки тому, у кого нет ума? На что зеркало тому, кто не имеет глаз.

* Что пользы от учености, направленной на зло? Что пользы в светильнике, накрытом горшком?

* Что проку от знаний тому, кто, изучив все науки и проникнув в их суть, не извлечет из них пользы? Одно утомление.

* Что сделает злодей тому, в чьей руке меч спокойствия? Когда огонь не находит травы, он сам успокаивается.

* Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.

«Ш»

* Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик — учителя, женатый сын — мать, разлюбивший муж — жену, достигший цели — помощника, выбравшийся из чащи — проводника, больной — врача.

«Ю»

* Юность мчится невозвратимым потоком. Так предадимся радости — ведь дарованы радости смертным!

«Я»

* Я называю брахманом того, для кого не существует ни этого, ни того берега; кто бесстрашен и свободен от привязанностей; кто размышляет, свободен от страстей, спокоен; кто делает дело; преодолевает желания; кто достиг высшего блага.

* Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений; кто совершил все, что возможно совершить.

* Я называю брахманом того, кто разорвал путы и кто действительно не дрожит от страха, кто преодолел привязанности и отрешился от мира, кто устранил препятствия и разорвал ремень, плеть и цепь с уздой.